Автомобиль на полном ходу врезается в дорожное ограждение, но почему-то ничего страшного не происходит. Водитель невредим, а машина не разбита. “Возможно, уже в ближайшие годы такая картина на столичных трассах будет привычной”, — обещают разработчики уникальной российской системы ДФО-130, установка которой на дорогах в идеале должна спасти тысячи жизней. Ученые пригласили высоких чиновников и гаишников со всей России на первое испытание своего детища. Вместе с ними посмотрела изобретение в деле и корреспондент “МК”.
Случаи, когда невнимательные водители врезаются в ограждения, происходят очень часто. Не менее типичные ситуации: водитель наезжает на свеженанесенную разметку, на автомобиль-прикрытие, выставленный перед участком проведения работ, или даже на самих рабочих. Такие ДТП редко обходятся без жертв. Но если использовать ограждения, смягчающие или поглощающие удар, трагедии зачастую можно избежать.
На Западе разнообразные амортизирующие (демпфирующие) системы существуют уже десятки лет, благодаря чему смертность людей при авариях там снизилась в пять раз. В России такие ограждения (причем в небольшом количестве) появились только несколько лет назад — и то зарубежные. Теперь же мы можем похвастаться собственным изобретением, которое разработали российские инженеры и конструкторы.
Принцип его действия такой: при наезде на преграду основной удар берет на себя энергопоглощающий картридж, состав которого изобретатели держат в секрете. Система, которая на вид напоминает желтый прямоугольный ящик, сминается в гармошку. По уверениям создателей, при столкновении с таким ограждением автомобиля массой до 1000 кг, двигающегося со скоростью до 60 км/ч, вероятность летального исхода у человека сводится к нулю, а трав/мы могут быть лишь незначительными. Машина же остается почти без повреждений.
Испытание новой системы устроили под Москвой, на Дмитровском автополигоне. Агрегат сзади прикрепили к “Газели” (так выглядит один из предлагаемых вариантов дорожного ограждения). В машину посадили манекен с 36 прикрепленными датчиками, показания которых специалисты впоследствии расшифруют, чтобы узнать о влиянии удара на самочувствие человека. По их предположениям, оно будет минимальным. В качестве “нападающего” на “Газель” взяли старенький “Фольксваген Джетта” — тоже снабженный датчиками. Зрителей на всякий случай попросили отойти подальше.
В следующую секунду на глазах у важных персон машина пошла на таран. Иномарку (естественно, без водителя) с помощью тягача разогнали до предельно допустимых 60 км/ч, а за три метра до столкновения пустили в свободный полет. Произошел удар, но обе машины остались стоять на том же месте. Подбежав к месту столкновения, зрители обнаружили, что “Газель” цела, желтое ограждение практически полностью смялось, иномарка же внешне почти не изменилась.
— У легковушки повреждены фары, несколько царапин на бампере и деформировано левое переднее крыло, — констатировал директор по развитию корпорации-разработчика Евгений Литвин, после чего поднял крышку капота. Никаких повреждений внутри не было.
— Как и предполагалось, удар до двигателя не дошел, он цел, — добавил Литвин.
Все с замиранием сердца подошли к манекену: жив ли, курилка? Кукла преспокойно сидела на водительском месте, даже не завалившись на бок.
Как заметили специалисты, налети подобная машина на полном ходу на обычную стационарную преграду, водителю (реальному человеку) не помогли бы даже подушки безопасности. Скорее всего он бы погиб или остался калекой.
Результаты испытаний разработчики и автоинспектора собираются направить в правительство Москвы — они надеются, что для столицы, которая неуклонно прирастает новыми дорогами и развязками, установка таких ограждений будет особенно актуальной.