Про земледелие мы вообще открыто заявляем: зона рискованного земледелия. Да и про строительство говорим нечто подобное, ссылаясь на вечную мерзлоту. И с дорогами аналогичная незадача.
Автостроение — затея тоже рискованная. Наши традиционные заводы мучительно что-то созидают с пугающим результатом и постоянными призывами к государству срочно организовать покупателей. Усилий много, итог плачевный, и никогда не ясно, чем же все это кончится.
Зато иностранцы, как им и полагается, проникли, вторглись, освоились и, за что ни возьмутся, обязательно пожинают плоды. И вот уже в стране появилась альтернативная автомобильная промышленность. Причем сразу двух видов.
Автопром номер один — наши новые заводы, производящие чужеродное. Например, «Автотор», ТагАЗ, «Sollers».
Автопром номер два — иностранные заводы на русской земле, выпускающие свое заморское: Ford, Chevrolet, Volkswagen. При этом среди специалистов существуют два противоборствующих сценария.
Первый: совсем скоро, году эдак в 2010-м, в стране случится кризис, все пойдет прахом и иностранные заводы замрут, поперхнувшись перепроизводством невостребованных автомобилей. Как следствие — разорятся, не вынеся потерь. Зато выживут наши заводы, у которых и так каждый день похож на кризис, и никакое потрясение извне не переплюнет их собственные ежедневные неприятности. Под этот сценарий работают крупные столичные дилеры, выплескиваясь на просторы страны со своими шоу-румами. Их задача — успеть до 2010 года получить прибыль с регионов, ну а там видно будет.
Сценарий второй: кризис отменяется, потребление будет расти и к 2014 году достигнет пика. Следовательно, места хватит всем, и задача каждого — расширяться, наращивать производство, увеличивать модельный ряд. Этого сценария придерживаются и все крупные иностранные игроки, осваивающие русские просторы. Они уже имеют проблемы со сбытом у себя дома и полагают, что за счет российских прибылей покроют убытки на родине. К тому же маркетологи который год констатируют рост рынка России, причем в такой динамике, что нормальным обывателям и не снилось.
Поэтому большинство иностранных игроков — либо уже построивших заводы, либо начинающих их возведение — стараются успеть к 2010 году получить полномасштабное производство на территории России. «К этому году мы будем выпускать порядка 150 000 автомобилей», — заявил генеральный директор «Volkswagen Group Rus» Мартин Ян. Руководство «Hyundai» отстает на год, но в 2011-м надеется пустить завод под Санкт-Петербургом, подкрепив его мощностями совместное производство на ТагАЗе.
Глава европейского отделения «Ford» Джон Флеминг говорит, что российский рынок играет огромную роль для его компании: за счет прибылей от продаж в России концерн компенсирует кризис продаж в США. «Мы заинтересованы в увеличении объемов производства в России. Со следующего года завод во Всеволожске будет производить 125 000 машин ежегодно. Однако больше это предприятие в нынешнем виде производить не может. А потому уже сейчас концерн рассматривает разные варианты, как можно было бы дальше наращивать объемы производства».
Спешит и GM. Компания хотя и обожглась сотрудничеством с одним российским автопроизводителем, но все равно считает невредным опереться на какой-нибудь русский завод. Сейчас GM ведет переговоры с ГАЗ, а заодно спешно достраивает собственное предприятие под Питером взамен того сарая, в котором сейчас накачивают шины и прикручивают бамперы машинокомплектам.
А «Renault-Nissan» очень надеется на «АвтоВАЗ». Но при этом исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» Ян Венсан говорит, что в планах французов использовать известность отечественного бренда «Lada», поэтому «в первую очередь мы займем конвейеры российского предприятия новыми моделями Lada. Это будут дешевые машины, сделанные на базе уже существующих Renault». При этом ВАЗ официально приобретет платформу Logan для разработки семиместной модели на ее основе, хотя она уже разработана и выпускается в Румынии; но раз уж правила игры требуют делать вид, что это какая-то новая и притом самостоятельная разработка тольяттинцев, то французы не возражают.
...Конечно, вероятность кризиса остается. И даже оптимисты хотя и верят маркетологам, но на отдаленный 2014 год смотрят без иллюзий. Россия остается зоной рискованного автомобилестроения. Но и деваться иностранцам некуда. Во всем мире сегодня осталось два необъятных и оттого перспективных рынка — Россия и Китай. И далеко не все сумели договориться с последним.
&
ЕСЛИ ДЛЯ УСТОЯВШЕГОСЯ рынка Европы характерны колебания рынка автопродаж в пределах одного-двух процентов, то у нас рост по 60% в год. Судите сами: Россия обогнала все остальные страны мира по скорости роста автомобильного рынка (по исследованиям компании «JATO Dynamics») в первом полугодии 2008 года. После этого трудно не верить маркетологам.