Презентация навигационных систем у того или иного производителя, как правило, происходит подспудно: вот, мол, вам новая машина, а к ней и «навигация» в придачу — тестируйте, наслаждайтесь. Но и тут, оказалось, есть исключения. Демонстрируя свою RTI, шведская «Volvo» предпочла устроить целый пробег. Из столицы в Кострому. К сусанинским местам.
К тем самым местам, где сельский староста, спасая будущего государя, водил кругами злобных польских интервентов. В общем, задумка обещала быть интересной и в чем-то даже символичной. Что примечательно, присутствовал на мероприятии и дух здорового авантюризма.
Дело в том, что по-настоящему шведская «навигация» заработает у нас только в следующем году, так что потенциальных владельцев Volvo, оснащенных этой системой, предупреждаем сразу: отправляться в подобное нашему путешествие с одной лишь RTI не стоит. По крайней мере пока производитель не начнет оснащать машины более «свежими» картами. Сейчас же в них детально «прорисованы» только Москва и Питер. На прилегающих к обеим столицам территориях — только основные магистрали. В остальном — «терра инкогнита». Словом, без старого доброго атласа или карманного навигатора тут уже вряд ли обойдешься. Организаторы, к слову, предпочли второе, хотя путь от Москвы до Костромы пусть и не близкий, но достаточно простой.
Те три с половиной сотни километров, что разделяют эти города, можно проехать часов за пять-шесть, включая час-полтора на преодоление вечно стоящей Ярославки. Однако если целью путешественников все же будет знакомство с русской историей, они наверняка найдут маршрут любопытным.
Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Кострома… Каждый из этих городов в свое время сыграл заметную роль в жизни Государства Российского, и Троице-Сергиева лавра тут далеко не самый интересный «экспонат». Час комфортной езды — и вы на Плещеевом озере, где царь Петр испытывал свою «потешную флотилию». Единственное уцелевшее судно — бот «Фортуна» (по преданию, построен самим монархом) — до сих пор хранится в музее «усердного Переславля». Есть в городе достопримечательности и подревнее — построенный в середине XII века Спасо-Преображенский собор — одна из самых старых каменных церквей нашей страны. Известен он и тем, что в его сводах крестился Александр Невский, тут же принял сан и Сергий Радонежский. Что примечательно, этот собор мог быть не единственным, если бы не заносчивость жителей Ростова. Посчитав, что Переславль им не ровня, ростовчане предпочли воздвигнуть многоглавый собор, который из-за грубых ошибок в проектировании вскоре обрушился. Зато там сохранился кремль, где герои комедии Гайдая «гоняли демонов», принимали шведского посла и посылали войска выбивать Ядыгея с Изюмского шляха. Кстати, через эту призму местная достопримечательность воспринимается куда веселее. Смотреть же на сам город лучше с легендарной звонницы. «Сбацать» «Подмосковные вечера» звонари не дадут, но полюбоваться на окрестности позволят. Цена вопроса — 120 рублей с носа.
Дорога из Ростова в Кострому вопреки ожиданиям оказалась не слишком тяжелой. Количество машин невелико, покрытие, по крайней мере до Ярославля, даже по российским меркам вполне приличное, так что оставшийся 120-километровый отрезок пути за пару часов покоряется без труда. Единственная проблема — нередкие и крайне медлительные грузовики.
Кострома. Вот где навигация оказалась бы очень кстати! Более-менее опытному водителю, хоть раз бывавшему в подобных городах, добраться до административного центра города труда не составит, но в поисках местных культурных ценностей интуиции лучше предпочесть что-нибудь более материальное, тем более когда пунктом назначения определен Ипатьевский монастырь или село Сусанино. Первый в свое время стал укрытием для Михаила Романова, второе — местом гибели его спасителя, прикрывавшего бегство претендента на русский престол. И добраться туда по-прежнему сложно. По московским меркам расстояние от областного центра до села смешное — примерно 50 км, но именно этот отрезок может оказаться самым долгим во всем путешествии, так как нормальной дорога тут перестает быть буквально за городской чертой. Дальше — асфальтовые руины, с которыми порой не справлялась даже хваленая шведская подвеска. В итоге за возможность узреть обелиск, установленный на предполагаемом месте гибели Ивана Сусанина, 5 экипажей «заплатили» десятком «убитых» колес и массой потраченного времени. Отдушиной стала лишь возможность опробовать еще одну новинку — систему Volvo On Call, призванную помочь водителю в подобной ситуации. Тест удался — операторы исправно отзывались даже в полночь и с готовностью предлагали выслать подмогу, что с учетом местных реалий для одиночных путешественников будет очень кстати. В болотах никто не сгинул.