Встревоженные открывшейся правдой немецкие автопроизводители причину китайского прорыва назвали сразу и решительно: им помог всемирный крах автопрома. И как только ситуация на рынках Европы и Америки наладится, Китай тут же встанет на свое законное третье место и перестанет раздражать.
Но мудрые аналитики полагают, что это не только стечение обстоятельств. Во-первых, Китай с кризисом уже справился. У него устойчивый рост экономики, правительство грамотно помогло населению, только в отдельно взятом марте нынешнего года на внутреннем рынке КНР был установлен рекорд продаж новых автомобилей — 1 100 000 штук. Во-вторых, впервые за всю историю существования страны правительство назначило населению пенсии. Рабочим — по $350 в год, крестьянам — по $110. В-третьих, внутри страны настолько все хорошо, что одних только автокредитов народ набрал за месяц на $272 млрд. Иными словами, производить и сбывать машины эта страна будет по нарастающей, и когда Европе и Америке полегчает, отрыв будет уже совсем серьезным.
Конечно, к китайским цифрам особого доверия нет. Немцы не зря так долго тянули с подведением итогов. Коммунистическая партия Китая до сих пор сражается с империализмом на всех фронтах, и никто не знает, насколько эта борьба затронула статистику. Но при этом очевидно, что Китай действительно развивается, производит, стремится и достигает. И готов завалить результатами своего труда весь мир. И как бы там ни было на самом деле, выпустить больше всех автомобилей китайские товарищи могут. К счастью для нас, пока у них есть ориентир на количество, а качество при этом, как и полагается при социализме, сильно отстает. Покупать китайские машины в здравом уме пока никто не станет.
Но рано или поздно китайцы все равно дотянутся до качества и поставленную партией задачу выполнят. Вполне возможно, что случится это прежде, чем американцы и европейцы успеют решить свои проблемы.
КСТАТИ СКАЗАТЬ...
Наибольшей популярностью в Китае сегодня пользуются авто с двигателями объемом до 1,6 литра (рост продаж составил 20%). Тенденция объясняется сильной государственной поддержкой этого сегмента. Политики реформировали топливный налог, освободив малолитражки от выплат, и снизили тарифы по налогам на покупку этих моделей. При этом уже в ближайшее время вступит в силу новый документ, подготовленный совместно восемью министерствами и ведомствами Китая, который предусматривает дополнительные меры по стимулированию рынка. Кроме того, банки стали выдавать больше кредитов. По данным газеты «Shanghai Securities News», в марте они выдали автокредитов на сумму 1,87 трлн. юаней ($272 млрд.). Эксперты уверены, что высокая активность китайских банков в кредитной сфере подтверждает начало выхода экономики страны из кризиса. Так что есть все основания полагать, что давнюю и безосновательную советскую затею «догнать и перегнать Америку» за нас реализуют китайцы.