А вопросы из разряда «кто виноват?» и «что делать?» вызывают на лицах обывателей лишь усмешку, ибо такое положение дел устраивает всех: и шоферов, и представителей ГАИ, и, что самое страшное, власть в целом, которая своими действиями всячески способствует дальнейшему процветанию дорожной коррупции.
В своих публикациях мы из раза в раз затрагиваем тему взяточничества. Спору нет, граждан с сомнительной психологией, пришедших в ГАИ за легким рублем, хватает с лихвой. На теме длинного и легкого рубля у многих из них произошло даже помутнение рассудка; и когда не хватает реальных нарушителей, готовых искупить свой грех звонкой монетой, «оборотни в погонах» легко фальсифицируют нарушения, подводя под монастырь абсолютно законопослушных водителей. Да и среди шоферской братии найдется немало имбецилов с деньгой в кармане, систематически и грубо нарушающих ПДД. Игнорирование Правил для них — образ и норма жизни.
И кто стал первопричиной этой вакханалии: водители, предложившие однажды разойтись на месте, или сотрудники ГИБДД, выдвинувшие аналогичное предложение? Это сродни спору о яйце и курице, с той лишь разницей, что в нашем случае докопаться до истины все же возможно. Поборы на дорогах, как и коррупцию в других сферах, породили, конечно же, не инспектор Ляпкин и не водитель Тяпкин, а государственная машина и чиновники, стоящие у ее руля. Ведь безопасность дорожного движения состоит не только из взаимоотношений водителей и инспекторов ГАИ. В этой проблеме сплетается множество факторов: дороги, автомобильная промышленность, техническое обслуживание автомобилей, медицинская помощь, автошколы, режим труда и отдыха, социальные гарантии сотрудников ГИБДД, в конце концов. Но обо всем по порядку.
ДОРОГИ СМЕРТИ
Официальная статистика ДТП частенько умалчивает об авариях, причиной которых послужили дороги (хотя даже согласно ей отвратительные трассы виноваты почти в каждой четвертой аварии). Всегда во всем виноват водитель. Который не обратил внимания на знак ограничения скорости, установленный в кустах, потому и угодил колесом в глубокую яму, вылетел на «встречку», после чего отправил на тот свет целую семью. Не дорожники, а именно водитель повинен в том, что зимой на не очищенной от снега дороге его машину закрутило и она «поцеловала» столб, на который впоследствии родственники шофера повяжут венок с черной ленточкой с надписью «Помним, любим, скорбим». На водителя (особенно мертвого) легко все списать. Но если бы Министерство транспорта действительно занималось строительством и обустройством дорог, а не латанием дыр по сомнительным технологиям (по сути — закатыванием миллиардов в асфальт), глядишь, количество страшных аварий сократилось бы минимум втрое. Ибо невозможно выехать на полосу встречного движения, если потоки разделяет колесоотбойный брус. Как нереально и столкновение рейсового автобуса с поездом, когда вместо неработающего шлагбаума построен под железной дорогой тоннель. И городами не вымирали бы пешеходы, если бы чиновники озаботились строительством подземных и надземных пешеходных переходов в удобных для людей местах.
Можно до опупения повышать штрафы за нарушения ПДД, но до тех пор, пока не будут созданы условия для безопасной цивилизованной езды по дорогам, аварии в нашей стране на убыль не пойдут. Как, собственно говоря, и взятки.
НЕ СКОРАЯ НА ПОМОЩЬ
В десять раз повышаются шансы выжить у пострадавших в ДТП, если карета «скорой помощи» прибудет на место инцидента в течение первых 10–15 минут. И если в крупных городах медики научились укладываться в этот норматив (хотя «пробки», к сожалению, все чаще стали вносить свою лепту в спасение жизней пострадавших), то на загородных трассах попавшие в ДТП люди не то что умереть, «запахнуть» успевают, прежде чем эскулапы доедут до места трагедии.
По некоторым данным, своевременно оказанная медицинская помощь позволила бы сохранить не меньше 3000 жизней участников ДТП. Но ближайшие пункты «Скорой помощи» зачастую находятся в ста километрах от возможного места ДТП. Ситуацию могли бы спасти передвижные бригады «неотложек», которые работали бы на каждом посту ГИБДД, но что чиновникам до чужой беды?
В российских автошколах сегодня не учат, а натаскивают на сдачу экзаменов в ГИБДД. В итоге на дорогах появляются водители-«полуфабрикаты», в руках которых автомобиль легко превращается в мясорубку. Статистика ДТП с участием молодых шоферов пугает: каждый второй выпускник автошколы в течение первых трех лет попадает в аварию. Жаль, что статистика не отображает, какое количество происшествий провоцируют «зеленые» водители.
ШКОЛА ДЛЯ УБИЙЦ
В российских автошколах сегодня не учат, а натаскивают на сдачу экзаменов в ГИБДД. В итоге на дорогах появляются водители-«полуфабрикаты», в руках которых автомобиль легко превращается в мясорубку. Статистика ДТП с участием молодых шоферов пугает: каждый второй выпускник автошколы в течение первых трех лет попадает в аварию. Жаль, что статистика не отображает, какое количество происшествий провоцируют «зеленые» водители.
Причина этой проблемы, как всегда, в отсутствии денег. У многих автошкол нет элементарных автотренажеров, на которых начинающие драйверы должны часами оттачивать свое мастерство, прежде чем сесть за настоящий руль.
А кто преподает в водительских «альма-матер»? Где набирают лекторов и инструкторов в автошколы? Лектор — это в лучшем случае сотрудник ГИБДД, решивший подкалымить легальным путем. Он знает Правила, законы. Он действительно может дать знания. Но ведь в большинстве случаев здесь работают совершенно случайные люди. Известны случаи, когда в автошколах преподавали ПДД по книжкам 80-х годов. А инструкторы по вождению? Чему они могут научить, когда элементарно не владеют методикой преподавания? Обматерил курсанта за то, что не ту передачу включил, — и на этом процесс обучения закончен. А остальному дорога научит. Коли жив будешь.
Есть жалкие попытки вывести процесс подготовки будущих водителей на новый качественный уровень. К примеру, в Челябинске директор автошколы взял кредит и построил современнейший автодром, где все компьютеризировано, каждое действие ученика записывается видеокамерами. Потом проводится «разбор полетов», чтобы ученик мог оценить свои ошибки со стороны. Но что такое один такой автогородок на всю страну? Без государственной поддержки вскоре и он может загнуться, поскольку учиться в подобной автошколе куда дороже, чем ходить на курсы, где нет даже собственной площадки с эстакадой и имитацией гаража.
Да и сами сотрудники ГИБДД, сидящие на выдаче «прав», зачастую способствуют появлению на дорогах настоящих убийц. Да-да, водительские удостоверения по цене от 20 000 рублей все еще в свободной продаже!
«СПИЧКИ В ГЛАЗАХ»
Недавняя авария, произошедшая в Петушках (Владимирская область), когда в результате столкновения фуры с автобусом, полным пассажиров, погибли и получили тяжелейшие ранения несколько десятков человек, все еще на слуху. В ходе расследования трагедии выяснилось, что водитель большегруза длительное время без сна и отдыха находился за рулем, в какой-то момент заснул, выехал на «встречку»... Жутчайшие ДТП, виновниками которых становятся водители грузовиков, автобусов и маршрутных такси, увы, не редкость. Рулежка со «спичками в глазах» для многих шоферов — норма жизни. Ведь чем быстрее проедешь маршрут, тем больше заработаешь. Погоня за прибылью превращается в гонку со смертью, и в этих «заездах» первой к финишу все чаще приходит костлявая.
Во многих странах коммерческий транспорт уже давно в обязательном порядке оборудуют тахографами (устройство, записывающее, сколько часов автомобиль находился в движении, сколько минут стоял, сколько раз заправлялся, с какой скоростью двигался). Короче говоря, это своеобразный маршрутный компьютер. Остановив автомобиль, любой полицейский может узнать, соблюдает ли водитель режим труда и отдыха. Если выяснится, что шофер крутит «баранку» вторые сутки напролет, он гарантированно лишается лицензии перевозчика.