Домодедовский район, село Павловское. На воротах бывшего химсклада красуется табличка “Спецстоянка”. Именно сюда попадают автомобили, водителей которых сотрудники ГИБДД отстранили от управления транспортным средством. Здесь же оказываются и аварийные машины, рулевые которых на момент оформления ДТП оказались кто на больничной койке, а кто и того хуже — в морге. Дабы автомобиль, оставшийся без владельца, не пал жертвой мародеров, его с подачи инспекторов ДПС и помещают на спецстоянку, где он находится под круглосуточной охраной. Но когда приходит время забирать машину, приходишь к выводу, что лучше бы тачку растащили по кусочкам, нежели отправили в “автотюрьму”…
Прошло всего лишь несколько часов с момента аварии и последующего помещения транспортного средства на спецстоянку. Владелец аварийной машины находился в крайне тяжелом состоянии, и вызволить “коня” из плена попытались его родственники. Первая проблема, с которой столкнулась родня, — забрать транспорт по рукописной доверенности нереально. И это при том, что по “рукописке” можно управлять автомобилем, проходить техосмотр, совершать регистрационные действия (снятие/постановка на учет)… На вопрос “как же быть?” работники стоянки предложили отличный рецепт: мол, когда владелец встанет на ноги — сам заберет машину, ну а коли даст дуба, заберут родственники. Когда вступят в права наследства. Иными словами, процедура вызволения машины со штрафстоянки может растянуться не на один месяц. Впрочем, намек, что проблему с отсутствием нотариально заверенной доверенности можно решить прямо на месте, прозвучал вполне отчетливо…
Вход на стоянку строго по одному. Сторож проводил меня в будку, где сидит человек, отвечающий за оформление документов и последующую выдачу машин. Он молча заполнил какие-то бумаги, забрал разрешение на выдачу транспортного средства, выданное в ГИБДД, после чего взялся за калькулятор:
— Так, выезд эвакуатора на место аварии — 2900, плюс оформление акта — 500 рублей, плюс 1200 рублей за доставку авто с места аварии до стоянки (по 80 рублей за километр)… Итого с вас 4600 рублей. И вам повезло, что вы так быстро забрали машину, а то по истечении суток пришлось бы оплачивать еще каждый час пребывания авто у нас на стоянке, а это по 150 рублей в час!
Взяв деньги, работник штрафстоянки не выдал ни квитанцию, ни кассовый чек, ни приходник, словом, никаких документов, подтверждающих факт оплаты. А на вопрос о фискальных документах заявил, что, мол, касса не работает и когда ее починят — непонятно…
На самом деле кассовый аппарат на спецстоянке работает в исключительных случаях — когда приходят с проверками из налоговой или минтранса Московской области. В остальное время, если верить рассказам невольных клиентов штрафстоянки, получить квиток об оплате нереально.
Но самое страшное для граждан даже не отсутствие документов об оплате (в конце концов, этой проблемой должны заниматься соответствующие службы), а тарифы на оказанные услуги. 2900 рублей за вызов эвакуатора, который находится в 15 километрах от места аварии — это круто даже для Рублевки. А 80 рублей за километр не берут даже водители большегрузных фур. Да и с какого перепуга оформление “Акта осмотра и передачи транспортного средства на специализированную стоянку” стоит 500 рублей? Один листок бумаги, в который надо вписать от силы пару-тройку слов. И почему 150 рублей в час? В центре Москвы за такую сумму машина может сутки стоять. А если владелец машины в коме и забрать свою “ласточку” сможет месяцев этак через шесть? Что, ему нужно будет иметь в кошельке около 650 000 рублей, то есть сумму, сопоставимую с ценой нового авто?!
Изучив интернет-форумы, на которых автомобилисты делятся своими проблемами, мы пришли к выводу, что грабительские тарифы и нелады с кассовым аппаратом — это далеко не единичный случай. Автомобилисты утверждают, что все “облспецстоянки” работают именно по такой схеме.