4959

Власть переливает из пустого в дорожное

Предложенные Медведеву меры по борьбе с ДТП не выдерживают никакой критики
Серия страшных июльских аварий, плавно перешедших в августовские дорожные катаклизмы, дважды за неполный месяц заставила высказаться на тему безопасности дорожного движения даже президента страны. Правда, выводы, сделанные главой государства, тридцатимиллионную армию российских автовладельцев вряд ли обрадуют.
Поделиться

Серия страшных июльских аварий, плавно перешедших в августовские дорожные катаклизмы, дважды за неполный месяц заставила высказаться на тему безопасности дорожного движения даже президента страны. Правда, выводы, сделанные главой государства, тридцатимиллионную армию российских автовладельцев вряд ли обрадуют.  

Высказавшись на тему отвратительных дорог, Дмитрий Медведев, по сути, всю вину в трагедиях возложил на водителей, предложив заинтересованным структурам заняться ими плотнее. И президентский мессидж был услышан. Алчущие водительской крови нашлись быстро. Новации, безмерно ужесточающие жизнь водительской братии, уже озвучены.

Без прав на права

Первыми, как всегда, на призыв президента откликнулись депутаты. И представили проект очередных поправок в КоАП РФ. В частности, первый зампред думского Комитета по конституционному законодательству Александр Москалец предложил пожизненно лишать прав и конфисковывать транспортные средства у тех водителей, кто неоднократно превышал скорость, ездил на запрещающий сигнал светофора, выезжал на встречную полосу или садился за руль в нетрезвом виде. Короче говоря, превращать в пожизненных пешеходов парламентарии предлагают только отпетых рецидивистов.  

Но правозащитники бьют тревогу. Эти меры были бы действительно эффективным инструментом борьбы с ДТП, если бы не погрязшая в коррупции милиция. И если данная инициатива будет оформлена в норму права (что, возможно, случится уже в сентябре), то лишать прав и машин у нас будут не тех и не за то. Ведь сегодня “оборотни в погонах” легко фабрикуют дела на водителей, придумывают им нарушения, чтобы выполнить план и отчитаться перед командиром или пополнить личный бюджет.  

Впрочем, далеко не все юристы и адвокаты склонны думать, что инициатива Москальца получит путевку в жизнь. Во-первых, предложение с конфискацией автомобиля антиконституционно, ибо посягает на основу основ — право собственности. Во-вторых, нарушение ПДД и отъем машины — это совершенно из разных опер (водитель и нарушение правил — категория административного права, автомобиль и право собственности — категория гражданского права).  

А вот что касается пожизненного лишения прав нарушителей-рецидивистов, правозащитники сходятся во мнении, что это вполне реальная перспектива. Более того, эксперты даже высказывают предположение, что может быть увеличен и максимальный срок содержания под стражей для водителей, управляющих авто, будучи лишенными прав. Напомним, что сейчас таковых можно взять на цугундер на срок до 15 суток.

Справочное болото

Не осталось в стороне от кампании по дальнейшей травле водителей и, по идее, самое гуманное ведомство страны — Минздравсоцразвития. Министр здравоохранения предложила не только ввести экзамен на оказание первой медпомощи при сдаче на права, но и сделать медзаключение одним из обязательных для водителя документов наряду с правами. Критики не выдерживает ни одна из новаций.  

Любой человек, конечно, может зазубрить алгоритм действий даже при операции на сердце, не то что освоить по учебнику методику дыхания рот в рот. Однако практиковать с истекающим на дороге кровью человеком решится не каждый. Ведь медицинская теория и реальные действия с пострадавшим — две настолько большие разницы, что при их неразумном, неоправданном, неумелом совмещении легко преступить одну из главных медицинских заповедей — не навреди! Боимся, что применение на дороге полученных в автошколах медицинских навыков сделают статистику дорожных смертей еще страшнее, а тюрьмы еще сильнее переполненными. А на деле для галочки поступившее предложение лишь усложнит процесс сдачи экзаменов на права и сделает процедуру более взяткоемкой. Но теперь на свой карман начнут работать не только нечистоплотные гаишники, но и медики, принимающие экзамены.  

А инициатива г-жи Голиковой о необходимости возить с собой лишний документ в виде медсправки разумному объяснению вообще не поддается. Министр не доверяет (что, впрочем, вполне справедливо) либо коллегам из гаишного ведомства, проверяющего справку при выдаче прав и прохождении техосмотров; либо своим подчиненным, эти справки выдающим. А может быть, просто заботится о бюджетах уполномоченных на выдачу таких справок медучреждений, ведь очереди сюда вырастут минимум на треть. Но тогда, следуя ее логике, стоит обязать автовладельца всегда иметь при себе справку из налоговых структур об отсутствии разнообразных задолженностей и своевременной оплате страхового налога; справку от пожарной охраны о годности огнетушителя; сертификат соответствия на солнцезащитные очки; справку о прививке от бешенства перевозимой собаки и прочая, и прочая. Причем все эти бумаги обновлять ежемесячно — и, разумеется, за отдельную плату.

Приказ: закон не нарушать!

Хотя, как нам показалось, президент, особенно в первом своем выступлении, несколько неловко себя чувствовал, перекладывая проблемы с дорожной безопасностью с больной головы на здоровую. Но деваться ему было некуда. Об отвратительной работе сотрудников ДОБДД, махрово берущих на лапу и не занимающихся толком ни организацией движения, ни предотвращением правонарушений, ни работой с дорожниками, ни должным контролем за техническим состоянием старого отечественного автопарка (более 60% машин — старше 10 лет), гарант сказать просто не мог. Ведь совсем недавно он вручил главному гаишнику страны генерал-полковничьи погоны. А тут такая подстава.  

И пришлось главе государства мягко заявить, что гаишники всего лишь “не стремятся предупреждать правонарушения, а стремятся наказать за уже совершенные действия”. На что поручил министру внутренних дел и главному гаишнику страны “обратить самое пристальное внимание”. Хотя, согласно ст. 10 п. 1 Закона РФ “О милиции”, милиция и без президентских напоминаний обязана “предотвращать… преступления и административные правонарушения”. Иными словами, Медведев поручил служивым исполнить закон. Тогда чем занимались господа Нургалиев, Кирьянов и иже с ними до этого — не совсем понятно.

Дорожная война

Да и на дорожников Дмитрий Анатольевич наехать не мог. Денег стране катастрофически не хватает, дорожное строительство и до кризиса не было избаловано достойным финансированием, а сегодня эта и без того хилая статья расходов и вовсе секвестрирована аж на 40%.  

Но, поскольку крайнего в сложившейся ситуации найти необходимо, им проще всего назначить простого водилу. Который, разумеется, не без греха, но, что самое главное, без ответа.  

К тому же милицейские советчики, готовя новые ужесточения водительской доли как гарантию и панацею безаварийной жизни, наверняка не доложили президенту о традиционном летнем всплеске аварийности именно на магистралях. Вызванном вполне объективными причинами типа увеличения отпускного потока, жары и тому подобных обстоятельств.  

…Страна, конечно, переживает не лучшие времена. Но именно в таких условиях одним из генеральных локомотивов будущего роста и процветания во многих государствах становилось интенсивное дорожное строительство. К тому же только первоклассные трассы могут реально и естественно в разы снизить аварийность. И в этом случае даже давным-давно назревшую реформу ГАИ можно отложить. А генерал-полковнику Кирьянову дать погоны генерала армии. Ведь ему уже не придется рассказывать о серийных ДТП и бессовестных водилах.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, вице-президент Движения автомобилистов России, почетный адвокат РФ:
 

— Что значит конфисковать автомобиль у злостного нарушителя правил? Ведь автомобиль может принадлежать банку, коммерческой организации, редакции газеты, дедушке, приятелю… То есть я хочу сказать, что нарушитель — это далеко не всегда собственник автомобиля. А в таком случае на основании чего гаишники или приставы будут конфисковывать машину? Да, в законе можно прописать, что будем изымать авто только у тех нарушителей, которые являются собственниками. Но в этом случае владельцами машин уже на следующий день станут юридические лица и пенсионеры. 

Поэтому тему конфискации машин закроем. Она несерьезна и не имеет никаких шансов на жизнь. 

А вот на пожизненном лишении водительских “корочек” остановимся подробнее. Александр Москалец в скрытой форме предлагает нам возврат к балльной системе штрафов, когда за 15 просечек в талоне предупреждений водителя на некоторое время лишали права находиться за рулем. Кто жил в те времена, помнит, какие взятки платились сотрудникам ГАИ за то, чтобы они не ставили последнюю просечку в талоне. Представьте, какие суммы будут вымогать сейчас, когда на кону стоит вся водительская жизнь?  

Почему во многих странах мира отказались от смертной казни? Не только из гуманистических соображений. А в первую очередь потому, что преступник, когда знает, что ему светит вышка, не остановится ни перед чем: не задумываясь, убьет милиционера, ребенка, беременную женщину… Ибо в случае поимки исход один — смерть. Давайте перенесем это на автомобильную сферу. Когда водитель знает, что наряд ДПС, висящий у него на хвосте, на всю жизнь оставит его без права на руль, он также кинется во все тяжкие. В итоге мы получим покореженные машины ГАИ, сбитых пешеходов и автоматные очереди в мирных городах.