Поводом для проверки стала публикация в одной из газет, где рассказывалось, что гаишники вместе с приставами выборочно останавливают машины и проверяют их владельцев на наличие разных задолженностей. Конечно, приставам “охота” помогла: за 9 месяцев 2009 года они взыскали долгов на 59,2% больше, чем за январь—сентябрь 2008-го. Прокуратура установила, что в действиях сотрудников обоих ведомств имеются злоупотребления, поскольку останавливают они не только нарушителей, но и тех, кто ничего не нарушал. Слуги закона указали гаишникам на то, что их служба состоит не в том, чтобы помогать приставам, а в том, чтобы следить за порядком на дорогах.
Но в Свердловской области не собираются прекращать подобные акции. А в ГИБДД Московской области “МК” пояснили:
— Со Службой судебных приставов у нас есть ряд межведомственных соглашений. А действия сотрудников ГИБДД подчиняются административному регламенту. В случаях спецмероприятий мы имеем право останавливать любые автомобили, грузы и так далее.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Зампредседателя правозащитной организации “Гражданская безопасность” Владимир ХИМАНЫЧ:
— Действия сотрудников ГИБДД, которые останавливают автомобиль по своей воле, выходят за рамки их полномочий. Для этого обязательно наличие какой-либо информации об имеющемся или возможном нарушении. Это либо нарушение правил, либо автомобиль числится в розыске, либо его владелец и т.д. То же самое и с приставами. Когда они останавливают какую-то машину, не имея информации, что этот человек имеет задолженность, это тоже нарушение. Если гаишник обманул водителя, сказав ему, что его машина или похожая находится в розыске и потому он был остановлен, его нетрудно вывести на чистую воду. Нужно начать выяснять у него, с какого времени в розыске, по какому поводу. Но если он говорит, что остановил потому, что так ему захотелось, он расписывается собственноручно в нарушении. В обоих случаях можно обращаться в прокуратуру.