Сегодня наземный общественный транспорт в столице представлен государственным перевозчиком — ГУП “Мосгортранс” (732 маршрута протяженностью более 9 тыс. км, 8 тыс. единиц автотехники) и 68 частными компаниями (обслуживают 704 городских маршрута общей протяженностью около 8 тыс. км, численность — более 12 тыс. человек). Помимо этого на рынке велика доля нелегальных частных перевозчиков: по оценке столичного департамента транспорта, около 30%.
По признанию главы департамента Василия Кичеджи, рынок частных маршрутных такси вообще нельзя назвать цивилизованным, хотя конкуренция тут довольно высока. Городские власти особенно обеспокоены вопросами безопасности пассажиров, которой частники зачастую пренебрегают. К примеру, они повсеместно нарушают правила, запрещающие принимать деньги от пассажиров во время движения. Кроме того, многие водители маршруток не отказывают себе в удовольствии покурить за рулем и поболтать по мобильному телефону с приятелями. Нередко в погоне за прибылью маршрутки нарушают Правила дорожного движения: резко останавливаются без предварительного включения “поворотника”, занимают сразу по две полосы на перегруженных магистралях, создавая дополнительные пробки, паркуются под запрещающими знаками. В последнее время резко возросло число дорожно-транспортных происшествий с участием частных маршруток. Причем в большинстве случаев управляли ими трудовые мигранты, которые плохо знают свои маршруты и Правила дорожного движения. Власти не раз обещали “покончить с этим безобразием”. И вот от слов перешли к делу.
Коммерческие перевозчики Москвы с 1 января 2010 года больше не смогут привлекать на работу водителей-мигрантов, а у городского унитарного предприятия будет уменьшена квота на таких водителей, сообщил руководитель департамента транспорта и связи столицы Василий Кичеджи.
К тому же столичные власти пролоббировали поправки в городской Кодекс об административных правонарушениях, установив штрафы от 50 до 100 тысяч рублей за обслуживание маршрутов, на которые не получено разрешения. Эта мера, как надеются авторы поправок, ощутимо ударит по карману перевозчиков-нелегалов.
Не забыли в новом законе и об экологии. По мнению депутата Антона Палеева, сегодня владельцы коммерческих компаний, судя по чадящим выхлопным газам частных маршруток, о чистом воздухе не думают. Теперь транспортные средства всех городских перевозчиков должны соответствовать стандартам не ниже Евро-3.
Государственный общественный транспорт планируют “перевести” на Евро-4. Также в законе повышены требования к уровню шума. Разумеется, частникам придется увеличить расходы, чтобы соответствовать новым стандартам. Иначе доступ к городским конкурсам на получение маршрутов для них будет закрыт.
Кроме этого, в следующем году будет создан реестр недобросовестных перевозчиков. Компании, оказавшиеся в черном списке, в течение двух лет будут лишены права работать на рынке городских перевозок. Правда, как сообщили обозревателю “МБ” юристы, лазейка в виде перерегистрации юридического лица все же осталась.
Но главное — любой вид транспорта, согласно законопроекту, должен стать максимально безопасным и комфортным. Автобусам, троллейбусам, трамваям и маршруткам придется ездить не только строго по маршруту, на который выигран конкурс, но и строго по расписанию (во что верится с огромным трудом).
Кстати, за последний год в Москве не появилось ни одного нового маршрута общественного транспорта — оказывается, уже сейчас их количество избыточно. При этом частники работают преимущественно в часы пик и на самых выгодных направлениях. Возить пенсионеров и школьников они не хотят. Но скоро все может измениться. Новый закон разрешит властям самостоятельно изменять, а то и вовсе отменять маршруты общественного транспорта. Раньше город такой возможности не имел. К тому же каждый оператор обязан будет не только предоставлять у себя в маршрутках бесплатные места для льготников, но и создавать условия, чтобы транспортные средства стали доступными для инвалидов. Есть даже задумка выработать новые правила обслуживания пассажиров на общественном транспорте — этим власти займутся позже.
— На рынке транспорта у нас должны работать избранные операторы, прошедшие жесткий отбор и способные существовать в жестких условиях конкуренции, — заявил Кичеджи. — В западных странах рынок перевозок регулируется очень строго, потому что на кону стоит безопасность пассажиров. Главная идея нашего закона — воплотить в жизнь правило “Пассажир всегда прав”.
Депутаты Мосгордумы в целом законопроект поддержали, правда, обратили внимание на его недостатки.
— Документ написан в таком виде, будто никакого иного транспорта, кроме государственного, у нас нет… Вот скажите: на каком основании московское правительство будет утверждать проездные билеты для частных перевозчиков? — спросил депутат Крутов.
Впрочем, потом он признал, что частные извозчики сегодня ограничивают возможности городского унитарного предприятия и переманивают у государственного оператора клиентов.
Весьма оригинально решил навести порядок на рынке пассажирских автомобильных перевозок депутат Селиверстов, который предложил “ликвидировать в городе маршрутки — как транспортное средство, не обеспечивающее своих функций”. Видимо, депутат давно не ездит на общественном транспорте, иначе бы он знал, что в часы пик горожане берут штурмом автобусы, особенно на конечных станциях метрополитена, и без шустрых маршруток просто не обойтись.
Впрочем, до таких радикальных мер скорее всего дело не дойдет. По словам Кичеджи, новый закон не предусматривает запрета на маршрутные такси. “Хотя, сказать откровенно, такой вид транспорта действует практически только в Москве — в западных странах его просто нет. Это гримаса 90-х, пришедшая к нам вместе со стихийным рынком”, — сказал г-н Кичеджи в беседе с обозревателем “МБ”.
А отвечая на вопрос “МБ”, не приведет ли исполнение данного закона к нарушению антимонопольного законодательства, глава департамента серьезно возмутился:
— Ну в чем тут нарушение антимонопольного законодательства? Была б моя воля, я бы отдал общественный транспорт только в руки государства, потому что жизнь человеческая бесценна.