Современные дизайнеры в один голос утверждают, что мода – понятие цикличное. Возврат к тенденциям многолетней давности уже стал привычным – и распространяется это практически на все сферы нашей жизни - дизайн, одежду, архитектуру, автомобили и многое другое.
При этом возвращение к истокам происходит вовсе не потому, что человечество не в состоянии придумать что-то новое и авангардное – человеческая фантазия поистине безгранична – а потому, что даже в угоду моде никто не готов отказываться от комфорта, уюта и удобства. Как это ни парадоксально, но даже цикличность в развитии, к примеру, автозаправочных станций легко проследить.
В первую четверть XX века, когда количество автомобилей в мире стало стремительно расти, заправочные пункты начали плодиться с немыслимой скоростью. Они были просты, незатейливы и лаконичны: минимум обслуживающего персонала, полное отсутствие дополнительных услуг - ничего лишнего. Соответствующим был и дизайн сооружений, а вернее - его отсутствие: нередко можно было встретить на обочине одиноко стоящую заправочную колонку и рядом - небольшую будку с кассиром.
При этом, как ни странно, самые первые АЗС (появившиеся в конце ХIХ века в США) напоминали современные яркие автозаправочные станции. Это были именно автозаправки, а не filling points — заправочные пункты при автомастерских и автомагазинах. В американских городках на фоне скромных магазинчиков и блеклых приземистых жилых зданий АЗС выделялись стильным дизайном, масштабностью конструкций и богатством форм. Это объясняется тем, что к заправкам на своих личных автомобилях подъезжали только весьма состоятельные господа, ведь собственный автомобиль в начале XIX века был такой же редкостью, как собственный самолет в нынешние времена.
Предприимчивые американцы сразу же сообразили, как можно дополнительно заработать, и начали максимально благоустраивать автозаправки магазинами, аптеками, газетными киосками. Владельцы автомобилей с удовольствием тратили деньги и на сопутствующие товары и услуги. Картина почти современная. Только сегодня дополнительные услуги и товары – это не способ выманить у богатых джентльменов несколько лишних купюр, а жесткая необходимость и настоятельное требование времени. Состоятельные и состоявшиеся автовладельцы теперь не могут себе позволить бездумно тратить время и разъезжать по округе в поисках кофейни, банкомата или станции техобслуживания.
Именно этот фактор взяли за основу работы современные АЗС. Например, компания «Газпром нефть» планирует потратить на модернизацию своей сети около 7 миллиардов рублей и объединить под единым брендом «Газпромнефть» все автозаправки, работавшие раньше под названиями «Сибнефть», «Альянс», «Новосибирскнефтепродукт» и другими. На автозаправочных станциях «Газпромнефть» предусмотрены все нюансы: удобный подъезд к автозаправкам, места для парковки, дополнительные сервисы. Хорошая освещенность и яркая подсветка заправок в ночное время делают их заметными издалека и обеспечивают безопасность автомобилистов.
До конца 2011 года в 17 российских регионах появится более тысячи таких заправочных комплексов, отличительной чертой которых будет максимальный набор дополнительных услуг – смена масла и смазочных материалов, техобслуживание и шиномонтаж, выход в Интернет, банкомат, уборная, кафе, автомойка и другие.
При этом основной акцент делается на качестве и цене топлива. Высокое качество бензина и отсутствие дополнительных наценок обусловлено наличием у компании собственного нефтеперерабатывающего завода (Омский НПЗ), который является одним из наиболее высокотехнологичных заводов в России и входит в число крупнейших в мире. В отличие от владельцев автомобилей начала двадцатого века, современным автолюбителям недостаточно просто залить бензин в бак – им важно, чтобы бензин был высокого качества. Абсолютно на всех заправках «Газпромнефть» автовладельцы смогут рассчитывать на стабильно высокое качество топлива.
Никто не возьмет на себя смелость сделать прогноз относительно вида автозаправок нового поколения, а АЗС непременно должны меняться, максимально подстраиваясь под потребителя. По закону жанра, очередь за минимализмом, оправдавшим себя как конструктивно, так и потребительски. Кто знает, может, через десятилетие на обочинах снова будут стоять одинокие автоматизированные бензоколонки, к которым для оплаты достаточно будет приложить кредитную карточку. Или, напротив, победит буйство форм, роскошь и излишества – на заправках станут показывать кино и делать массаж.
В любом случае, максимально удобные, многофункциональные, доступные АЗС с большим набором дополнительных услуг, рассчитанные на самый широкий круг потребителей, будут востребованы во все времена. Мода на универсальность и комфорт - вне времени.
Назад в будущее
Современные дизайнеры в один голос утверждают, что мода – понятие цикличное. Возврат к тенденциям многолетней давности уже стал привычным – и распространяется это практически на все сферы нашей жизни - дизайн, одежду, архитектуру, автомобили и многое другое.