Хотя, быть может, мы просто еще не привыкли созерцать такую динамику заездов «королевских гонок».
Ибо езда с дозаправками или без — это примерно как в футболе счет 2:2 или 0:0 (все равно ничья, но с четырьмя голами как-то веселее). Так и дозаправки вносили в заезды динамику и интригу, хотя к концу серии очень часто пелетон выстраивался в том же порядке, что и до ее начала. Но тем не менее иногда удачные пит-стопы позволяли совершать «заочные» обгоны. Что ж поделаешь, не так просто в современной «Формуле-1» обгонять, приходится дожидаться ошибки соперника или технической неисправности. Такое впечатление, что современные трассы и машины сделаны для того, чтобы обгонов не было. Логично. Научились защищаться, теперь нужно почаще обгонять. Вот это, видимо, было бы наиболее перспективным направлением развития «Формулы-1». Берни Экклстоун сетует, что сейчас слишком многое отдано в руки команд, которые чрезмерное внимание уделяют технической стороне, а ведь «королева автоспорта» — это прежде всего зрелище. Передовое и высокотехнологичное, но зрелище прежде всего. Не так уж, вероятно, были неправы советские газеты, когда называли формулистов «гладиаторами двадцатого века». «Хлеба и зрелищ!» — кто осмелится не согласиться, что эта формула жива и эффективна до сих пор? А насчет тактики… Если раньше команды пользовались дозаправками, то теперь нужно играть на их отсутствии. А уж безопасность с отменой дозаправок выросла намного. Кстати, уже появилась идея сделать два обязательных пит-стопа… А еще можно воспользоваться опытом американских гонок и при каждом удобном случае (или почти без оного) выпускать на трассу пейс-кар. По несколько раз за гонку. Если кому-то и правда слишком скучно…
Новая очковая система также еще получит свою долю критики, к ней нужно привыкнуть и не забывать брать с собой калькулятор: считать теперь сложнее, с двадцатью пятью-то очками за первое место! Система расширяет диапазон очковой зоны, и большее количество команд и пилотов могут завоевывать зачетные баллы, но при этом цена очка или факта попадания в очки нивелируется. Шаг своевременный. При том что команд стало больше, процент способных завоевать очки по старой системе, судя по всему, наоборот, упал. А дать надо всем… хоть понемногу. Иначе расстроятся и убегут. Не команды, так спонсоры, а в пелетоне и без того недобор.
Ну, за последнее обстоятельство, наверное, стоит все-таки винить не только американцев, но и федерацию, а также бардак с реформами лета прошлого года. «US F1» так и не успела подготовиться к сезону, а «Stefan GP», объединившуюся с «Toyota», не допустили до старта, несмотря на то что она явилась в Бахрейн. Увы, но после того как FIA отказала в приеме заявки, альянс «Stefan» с «Toyota Motorsport» распался. То есть машин, базы и технологий у них больше нет. По-прежнему есть надежда на объединение с «US F1»: союз на текущий сезон создать не удалось, возможно, удастся на следующий.
«US F1», со «Stefan» или без, судя по всему, придется заново участвовать в тендере на старт в следующем году и, кроме того, еще и отвечать за нарушение Договора согласия за нестарт в этом. Заявки на новый конкурс принимаются до 15 апреля, и, наученная горьким опытом, FIA будет определять не только команду-победительницу, но еще и запасного участника, чтобы избежать недобора. Из сумевших все-таки стартовать новичков пока наиболее убедительно выглядела «Lotus Racing» под руководством Майка Гаскойна. Было бы странно, если бы хорошие результаты показал HRT (экс-«Campos»). Уже чудо, что конюшня, которую экстренно возглавил Колин Коллес, вообще вовремя вышла на старт...
Естественно, начало сезона, когда новые болиды предстали открыто во всей красе, не обошлось без технических скандалов. И снова яблоком раздора стали диффузоры и тому подобные девайсы. Больше всего упреков получил «McLaren» за новое вентиляционное приспособление и диффузор, а также «Mercedes GP» и некоторые другие персонажи — за диффузоры, идущие супротив этого самого «духа». Контора (FIA) пишет к нему уточнения.
Как и в прошлом году, в начале сезона за разрешениями на доработку двигателя обратилась «Renault» и по многим пунктам добилась успеха. А «Renault» — это и команда нашего Виталия Петрова, и мотор одной из ведущих ныне команд («возмутительно быстрой команды!», по словам Льюиса Хэмилтона) «Red Bull».
Несмотря на то что начало сезона упрекали в отсутствии зрелищности, рейтинги «королевы автоспорта» взлетели до небес. И в первую очередь за это стоит благодарить Михаэля Шумахера. Аудитория выросла ни много ни мало вдвое — как в Германии, так и в мире. Конечно, не только благодаря «уже не красному» Барону. В России, например, количество зрителей заметно увеличилось также благодаря участию российского пилота…