И вот на таком печальном фоне молодцом красуется «Ford». У него все хорошо. Даже отлично! 2009 год концерн закончил с прибылью в 2,7 миллиарда долларов. На фоне похоронных отчетов обанкротившихся GM и «Chrysler» такая удача выглядит и вовсе неприлично.
А «Ford» глумится и публикует подробности. Полный доход концерна за прошедший год составил 118 миллиардов долларов, что лишь на 14% меньше, чем годом ранее. Такая удача имеет объяснения. Во-первых, помогла банковская программа «Ford Credit». Она принесла 1,3 миллиарда долларов. Во-вторых, «Ford» избавился от ненужного, продав сначала «Jaguar» с «Land Rover», а под конец года — и никчемную «Volvo». В-третьих, концерн пересмотрел расходы, сократил их и в итоге сильно сэкономил на производстве, сделав процесс прикручивания гаек менее разорительным. В-четвертых, урезал финансирование на разработку грядущих моделей, скромно назвав это в отчете «экономия на инженерии». А в-пятых, и это самое главное, нашел в себе мужество обуздать рекламщиков, способных выкинуть на ветер миллиарды, и всерьез уменьшил им рекламный бюджет. Общий итог усилий — 5,1 миллиарда сэкономленных долларов.
Кроме блестящих финансовых достижений у этого производителя есть и привлекательные коммерческие последствия кризиса: впервые за пять лет компания вышла в прибыль, ее доля на родном рынке выросла на 1,1%, в совокупности дав 15,3%. Такого наслаждения компания не испытывала с 1995 года!
И что особенно привлекательно, рост продаж случился не только у себя дома, где тихо скончались два основных конкурента — GM и «Chrysler», уступившие свою долю потребителей, но и в Европе, где враги посильней. Диверсифицированная модель бизнеса, заложенная еще отцом-основателем Генри Фордом, когда заводы концерна строились на всех континентах, и раньше всерьез помогала, а теперь так просто спасла. В Европе, например, в общую копилку удачи свою огромную лепту внесла даже скромная машинка Fiesta, показавшая прирост продаж в 44% (472 000 экземпляров).