При этом ГИБДД, например, отстаивает ту точку зрения, согласно которой водителям ни в коем случае не стоит заправлять автомобиль полностью. Представитель подмосковной автоинспекции считает, в частности, что “под воздействием высокой температуры происходит тепловое расширение жидкости, в данном случае бензина, он начинает просачиваться через бензобак, и любая искра может стать причиной возгорания”.
Однако с этой точкой зрения категорически не согласен начальник центра “Антистихия” МЧС России Владислав БОЛОВ, советующий, напротив, заправлять в жару полный бензобак:
— Полупустой бак представляет самую серьезную угрозу. Если вы левой рукой держите окурок, а правой открываете бензобак, то температура 30 градусов вам этого не простит. Если бак не заполнен до конца, любая искра может привести к взрыву...
Так к чьим рекомендациям прислушиваться? С одной стороны, действительно, по всем законам физики расширившееся на жаре топливо может найти щелку в крышке бензобака и потечь. С другой — большинство современных авто оснащается пластиковыми бензобаками, которые просто несколько расширятся в этом случае, и никаких протечек не возникнет (да и металлические, что называется, “играют”). К тому же у бензина не такой уж большой коэффициент расширения, чтобы дать течь. Поэтому если уж и говорить о проблеме, то только в ракурсе образующихся бензиновых паров. Да и то после длительной парковки на жаре (на ходу существующие системы отсоса паров напрямую направляют их во впускной коллектор). Но и тут никакой опасности они не представляют.
— Любой автомобиль, независимо от года выпуска, оснащен специальными системами вентиляции, не допускающими излишней концентрации паров бензина в баке, — комментирует ситуацию доцент кафедры “Организация и безопасность движения” МАДИ Валерий ВЗДЫХАЛКИН. — Поэтому если транспортное средство исправно, за ним следят, то никакой разницы в объемах плещущегося в нем топлива нет — проблема надуманна. Владельцы даже сильно подержанных “Жигулей” знают, как иногда “похрюкивает” машина, стоящая на жаре с выключенным двигателем. Это через специальную выведенную в багажник трубочку она избавляется от лишних газов. Так что просто ухаживайте за своим “железным конем” и заправляйтесь как хотите…
Тем не менее особо мнительные граждане могут принять соломоново решение и заправлять машину процентов на 75—80. И, конечно, не “держать окурок” около горловины бензобака вне зависимости от его заполненности. Ни зимой, ни летом…