10238

Понятые по понятиям

Все водители тайно состоят на службе в ГИБДД?
Плюньте в “портрет” всякому, кто скажет, будто исполнение супружеского долга для вас куда заманчивее, чем долга гражданского. И вы, мол, с трудом поддаетесь на авантюру — выступить в качестве свидетеля по делу о ДТП или понятым по иному аналогичному делу.
Поделиться
Автор
Виктор Травин

Президент Коллегии правовой защиты

Дети поручика Киже

С помощью арифметического расчета можно обнаружить явный “недовес”: из многих миллионов дел, возбуждаемых сотрудниками ГАИ в отношении водителей-нарушителей, примерно треть не может обойтись без понятых. Посторонние граждане должны присутствовать на месте событий при досмотре транспортных средств, отстранении водителя от управления и задержании автомобиля, милицейском освидетельствовании на состояние опьянения, направлении водителя к врачу-наркологу и осмотре места ДТП с пострадавшими.

А это значит, что в среднем один раз в три года каждому дееспособному российскому гражданину должно “посчастливиться” стать понятым, то есть — поучаствовать в милицейской процедуре по вышеописанным поводам.

Однако немногие могут вспомнить, что хотя бы раз были остановлены на дороге, вежливо приглашены в качестве понятого и своей подписью удостоверили факт совершения неких процессуальных действий.

А между тем в каждом протоколе, вышедшем из-под милицейского пера, строчки под названием “понятой” заполнены до упора! Их всегда украшают имяреки неизвестных личностей с неразборчиво написанными именами: при беглом прочтении — вроде как Иванов, при внимательном — Патрис Лумумба.

Вот и мучает некоторых провокационный вопрос: “откуда дровишки”? То есть понятые. Неужели это дети знаменитого “поручика Киже”?

Эх… Видит бог — они!

Поскольку поимка и привлечение к делу понятого — занятие для придорожного милиционера хлопотное (потенциальный понятой, как может выясниться, плохо говорит по-русски, с больным ребенком торопится к врачу, а то и вовсе — на ночной дороге отсутствует напрочь…), смекалистые сотрудники ГИБДД разработали и внедрили в практику великое множество вариантов материализации понятых.

“То ли девочка, то ли виденье...”

Вариант первый, в продвинутых регионах — устаревший. Из любой базы данных (выданных водительских удостоверений, регистрации транспортных средств и др.) извлекаются адреса и фамилии первых попавшихся граждан, порой, как впоследствии выясняется, уже даже почивших в бозе, и вносятся в протокол. Совсем ленивые придорожные милиционеры базы не тревожат — имена и фамилии придумывают сами. Главное условие успеха при этом — не указывать вымышленных понятых из числа якобы земляков, ибо суд при рассмотрении дела может потребовать их присутствия на заседании в качестве свидетелей. И тогда разоблачения не избежать. И наоборот — никакого риска быть разоблаченным не возникнет, если вымышленного понятого “прописать” в протоколе как жителя Дальнего Востока или гражданина Таджикистана. Ведь суд вряд ли пожелает до второго пришествия дожидаться “варягов”…

Вариант второй, продвинутый. Изобретательный инспектор ДПС формирует взвод отщепенцев из числа желающих выслужиться и при проведении облав на дорогах держит табун дежурных “понятых”, как тот рояль, — в кустах. Это прикормленная и готовая быть хоть понятым, хоть лжесвидетелем гвардия. Поскольку “придворные” понятые — персонажи абсолютно реальные и неплохо играющие свою жалкую роль, вера судей в них бесконечна. Между тем вывести их на чистую воду совсем несложно! Если хотя бы в одном подразделении ГИБДД перетряхнуть дела о нарушениях ПДД, требующие при оформлении присутствия понятых, и сравнить фамилии последних, то вполне может оказаться, что товарищ Кацнеленбоген, например, давно забросил семью, любовницу, виолончель и просто живет на месте событий, вдохновенно и непрерывно играя роль понятого. Просто вездесущий Кац!

Вариант третий, для бестолковых. Широко распространен там, где инспектор ДПС не представляет, зачем вообще нужны понятые.

Мировой судья судебного участка №278 района “Вешняки” недавно рассматривал дело о невыполнении водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования. В процессе исследования доказательств судья установил: проделав “титаническую” работу по поиску и обнаружению настоящих, живых понятых — граждан Новикова и Чернова, — инспектор ДПС Белов, как ни старался, не сумел объяснить им, что же именно они должны своей подписью удостоверить. В итоге удивленные граждане расписались просто так… А суд на этом основании водителя от ответственности освободил.

Вариант четвертый, дерзкий, набирающий обороты. Если инспектору ДПС набраться неслыханной наглости, то понятых можно… заготовить заранее, раздав им на подпись пустые бланки протоколов.

Аналогичное дело — об отказе водителя Чернышевой от прохождения медицинского освидетельствования, возбужденное инспектором Воскресенской ГИБДД Московской области Зайцевым, недавно рассматривал Кузьминский районный суд.

Дело развалилось! И первую очередь потому, что понятой — водитель автобуса Тищенко, якобы присутствовавший на месте событий, честно признался: не присутствовал, водителя Чернышеву отродясь в глаза не видел, а понятым заделался исключительно под давлением инспектора ДПС. И даже поведал судье “страшную тайну”: в Воскресенске, мол, сотрудники ГАИ, угрожая водителям рейсовых автобусов неприятностями и штрафами, заставляют подписывать протоколы не глядя!

И ведь не откажешь!

Впрочем, если б только в Воскресенске…

Кто такой понятой и как он может съесть

Участие понятых в случаях, перечисленных выше, строго обязательно. Именно они не дают возможности инспектору ДПС подтасовывать факты, фальсифицировать доказательства, отступать от требований правил, инструкций и закона. Хороший понятой — это почти как прокурор!

Ведь в соответствии со статьей 25.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий: интеллигентно возмущаться, указывать на милицейские ляпы, требовать занесения своих замечаний в протокол и не запрещенными методами препятствовать произволу.

Поскольку одному понятому заткнуть глотку проще, законом установлено, что понятых должно быть не менее двух. Причем совершеннолетних и абсолютно не заинтересованных в исходе дела — из числа водителей и пассажиров проезжавших мимо машин, пешеходов и представителей прочего люда, но никак не милицейских стажеров, народных дружинников или сослуживцев инспектора ДПС…

И вы туда же?

Вздрогните!

Пока вы читаете эти строки, сидя дома в кресле, где-то на обочине дороги за тридевять земель ушлый инспектор ДПС, возможно, уже “сосчитал” и вас: пару минут назад вы “своей” подписью удостоверили какой-нибудь вопиющий “факт” по делу, возможно, ни в чем не повинного человека.

И, сами того не ведая, слегка надломили чью-то судьбу.

Ай-ай-ай…