3191

У «Fisker» проблемы

Производитель электрокаров теряет деньги
Плоховато пошли дела у восходящей, как считалось, звезды автомира – производителя эксклюзивных спортивных гибридов и электрокаров «Fisker Automotive».
Изображение У «Fisker»  проблемы

Компания была основана в 2007 году в городке Анахайм (штат Калифорния, США) известным дизайнером Хенриком Фискер, его бизнес-компаньоном по фирме «Fisker Coachbuild» Бернхардом Кёхлером и компанией «Quantum Technologiues», работающей в сфере новых технологий. Фискер отвечал свое время за дизайн таких легендарных моделей как Aston Martin DB9 и V8 Vintage, Artega GT и BMWZ8. «Fisker Coachbuild», появившаяся в 2005 году, занималась сборкой штучных авто премиум-класса под индивидуальный заказ. Ей удалось продать несколько экземпляров моделей Fisker Tramanto и Fisker Latigo, в которых использовалась платформы Mercedes-Benz SL и BMW 6-серии, однако амбициозный Фискер решил производить собственные авто и учредил «со товарищи» компанию «Fisker Automotive».

Основание нового завода и бренда – дело не только весьма хлопотливое, но и весьма и весьма затратное. Однако, Фискеру удалось собрать $500 млн частных инвестиций , а в сентябре 2009 года получить грант на $529 млн от Министерства энергетики США по инвестиционной «Программе развития передовых технологии в автомобилестроении» на разработку проекта массового бюджетного электрокара – cреднеразмерного седана Fisker NINA, а также на модернизацию бывшего автосборочного завода GM в Вилмингтоне (штат Делавер) под ежегодный выпуск 75-100 тыс. штук этой модели. Кроме того, в качестве бизнес-стратегии Хенрик Фискер выбрал новомодный аутсорсинг: он не разрабатывал движки, узлы, агрегаты, электронику и прочую автомобильную начинку, а покупал новые разработки у известных автобрендов и фирм производящих комплектующие. Так, для гибридной версии проекта NINA BMW уже была готова поставлять новый 4-цилиндровый бензиновый турбированный движок.

Такая бизнес-тактика позволила «Fisker Automotive» подготовить к производству свою первую модель Karma не за пять лет, как это обычно бывает, а за два, потратить на это не $1 млрд, а всего $333 тыс., и объявить, что ежегодная продажа всего 15 тыс. штук Karma не только окупят первоначальные затраты, но принесут и прибыль. Даже дверные ручки и их привод Хенрик Фискер не разрабатывал, а приобрел у GM. Литий-ионные батареи закупаются у специализированной американской компании «A123 Systems», алюминиевую раму модели поставляет норвежская Norsk Hydro, интерьер для Karma по дизайну «Fisker Automotive» изготавливает Magna International Canada, гибридная силовая установка в 408 л.с. (2,0 л бензиновый турбированный мотор в 260 сил, плюс два электромотора на каждое заднее колесо по 74 л.с.) от «дольщика» «Fisker Automotive» компании «Quantum Technologiues».

И вот, серийная Fisker Karma ( разгон до «сотки» за 5,9 с, макс. скорость 201 км,час), выставлявшаяся в нескольких версиях на мировых автосалонах с 2009 года, включая концептуальный гибридный универсал Fisker Serf, по мнению экспертов, вполне в силах составить конкуренцию таким люксовым «птичкам» как Porsche Panamera, BMW 7-серии ActiveHubryd и Maserati Quattroporte. А в объявленных планах - полноприводная версия Karma и кабриолет Karma S…

Однако, в «доме Fisker» что-то пошло не так. Первые продажи Karma по цене $ 100 тысяч начались в июле минувшего года. Тогда же фирма объявила, что в ее портфеле три тыс. предварительных заказов, первым владельцем модели станет Леонардо Ди Каприо, а в списке покупателей числятся экс-вице-президент США Ал Гор и экс-госсекретарь США Колин Пауэлл. Однако за весь минувший 2011 год Karma, которую сейчас собирают на финском автозаводе «Valmet», продали всего 225 штук (еще 1200 заказов «принято» к сборке) – а планировалось реализовать семь тысяч экземпляров. Сейчас выпуск модели составляет всего пять автомобилей в пятидневку, в то время как мощности завода рассчитаны на триста в неделю.

В чем же проблемы «Fisker Automotive»? Некоторые эксперты полагают, что их корень в небольшой популярности гибридов и электромобилей. Они упрекают правительство США в том, что оно излишне к щедро поощряет инвестиции в разработку и производство электромобилей. Критики предупреждают о том, что технология электромобилей не сможет конкурировать с ДВС на свободном рынке, ссылаясь при этом на негативный опыт «Fisker Automotive». Однако при этом упускается из виду, что «Toyota» уже продала только в США более136 тыс. гибридов Prius и предлагает клиентам уже третье поколение модели. Более проницательные и прагматичные аналитики дают банальный по сути, но более убедительный диагноз. Компании просто не хватило денег и других ресурсов, включая людские (инженерно-технический, управленческий персонал и рабочие).

Помимо $ 20 млн, которые были уплачены GM за завод в Вилмингтоне, «Fisker Automotive» только за реконструкцию и переоборудование завода пришлось потратить $175 млн. Завод должен дать работу 2000 сотрудникам и создать еще 3000 рабочих мест у фирм-поставщиков комплектующих. Но нужно добавить еще миллионы долларов на зарплату, на профессиональную подготовку, на медицинское страхование и пенсионное обеспечение этих работников, на оснастку, компьютерные программы и терминалы, логистику, ремонтную базу, транспортные расходы и т.д. и т.п. Для сравнения: на финском «Valmet» работает всего 120 человек.

И что сегодня? В силу финансовых и иных обстоятельств «Fisker Automotive» уже намного не укладывается в утвержденные планы развития. По этой причине она перестала получать финансирование по гранту Министерства энергетики США и в этой связи прекратила модернизацию завода в Вилмингтоне, под большим вопросом выпуск бюджетного автокара Fisker NINA и дальнейшая разработка новых моделей гибридов и электрокаров. Будущее фирмы призрачно.