7371

В поисках Шамбалы

«Автопробег Пекин-Москва-2012» добрался до Читы и пошел на Улан-Удэ
Федералка «Чита-Забайкальск», как это ни удивительно, – удивила, уж простите за тавтологию. Километров за 15-20 до поселка Агинское - это вполне себе асфальт без особых рытвин и колдобин. Кое-где даже попадаются освещенные участки…
Изображение В поисках Шамбалы

И от Агинского до Читы вполне можно держать скорость под 120-130 км/ч. Правда, дорожные знаки этого не позволяют, а местная придорожная полиция, хоть и не лютует, но за явное нарушение наказывает по полной программе. Другое дело, что на ее вооружении допотопные спид-ганы (камер фото- видеофиксации правонарушений нет в принципе) и если вы захотите оспорить показания этих приборов, то флаг вам в руки – было бы время.

И, пожалуй, только коровы могут время от времени нарушать заранее спланированный вами график движения. Эти парнокопытные пасутся здесь безо всякого присмотра и нередко выбредают на дороги. А чему удивляться, если Агинский Бурятский округ Забайкальского края – суть твоя Индия. А если точнее – центр так называемого северного буддизма. Агинский и Цугольский дацаны, всемирно известный Алханай (пятая святыня северного буддизма), да и вообще – единственное место в России, где прекрасно сохранилась система культовых буддистских памятников. Короче говоря – Мекка для «искателей Шамбалы». Прибавьте к этому по-настоящему интересный краеведческий музей в поселке Агинское, с богатейшими запасниками и регулярно меняющейся экспозицией. А еще несколько минеральных источников с лечебницами. Да тот же национальный парк «Алханай», где кроме чисто буддистских, есть и просто по-настоящему интереснейшие маршруты.

Да вот незадача, этот явно туристический регион от чего-то был забыт Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и выездного туризма», рассчитанной на 2011-2018 годы. Денег на развитие кластера не выделили, несмотря на все предпосылки и уже имеющуюся инфраструктуру (но нужны как минимум отели, мотели, кемпинги; требуют срочного ремонта дороги местного подчинения, есть серьезные проблемы с горячим водоснабжением). В итоге, число паломников из других регионов страны не достигает и 25% от их общего числа, а процент иностранных (читай – валютных) гостей вообще умиляет – 0,4%. И все это, повторюсь, при огромной потенциальной туристической емкости. И особенный акцент тут можно было бы сделать на китайских товарищей. Судя по нашим коллегам из Поднебесной, участвующим в автопробеге Пекин-Москва, полузапрещенный там буддизм их живо интересует (как когда-то советских людей интересовали таинства православной церкви, вроде бы и не запрещенной, но сильно гонимой властями). Достаточно сказать, что не сразу вошли они в Агинский дацан. Решению предшествовали бурные споры в виде спонтанного партсобрания. В итоге приставленный к группе «человек в штатском» порога «сомнительного» культового учреждения так и не переступил. Но остальные после некоторых раздумий с большим любопытством знакомились с «запретным плодом».

Короче говоря, с поселком Агинское участники автопробега расставались неохотно. Но впереди ждала Чита и мы ее вполне благополучно (этот этап составил жалких 170 км) достигли. И до встречи с официальными лицами живо интересовались у аборигенов, чем славен пятисоттысячный (число жителей) городок? Увы, но кроме местного драмтеатра, да так называемой «Титовской сопки», откуда почти весь город открывается как на ладони, нам больше ничего не рекомендовали посмотреть. В виду полного отсутствия достопримечательностей хотя бы в виде «старого города». И, наверное, разрабатывая туристические маршруты, это надо учитывать. Хотя в окрестностях Читы до сих пор добывают золото и нефриты. И вот экскурсии в эти артели могли бы стать настоящим хитом (а в нагрузку – посещение местного пивзавода с дегустацией весьма неплохого хмельного напитка).

…А автопробег взял курс на Улан-Удэ. Сегодня у нас без малого 800 километров по хребтам. Местные жители утверждают, что трасса очень даже ничего. Неужели, правда?