6819

«Golden gatеs» по-сибирски

«Автопробег Пекин-Москва-2012» чуть не описался, добираясь до предгорного Алтая
Иногда судьба вносит свои коррективы в нашу бренную жизнь. Кто-то вовремя не получил загранпаспорт, кого-то за просроченные алименты лишили права выезда за границу, кому-то уже настолько обрыдли наши южные курорты, что аж волком выть хочется.
Поделиться
Изображение «Golden gatеs» по-сибирски

И что делать в этом случае, если вроде бы и бюджет есть и здоровье, подорванное московской ежедневной суетой и нервотрепкой, необходимо поправить. Да просто поехать на Алтай. Маршрут нашего автопробега стартовал из Кемерово в сторону Алтайского края. Ведет туда превосходная трасса вполне европейского уровня «Кузбасс – Алтай», которая лишь в начале прошлого года стала бесплатной. Но есть один огромный недостаток, о котором упомянул руководитель пробега и представитель некоммерческого партнерства «Объединение международной интеграции в туризме «Мир без границ» Алексей Люткевич: это малоразвитая, по сравнению с уже пройденным этапом в Китае, инфраструктура. Вроде бы и деньги вливаются колоссальные, и потенциал для развития есть, но факт остается фактом: на протяжении многих километров на трассе нет заправочных комплексов с качественным топливом. А если и встречаются, то в них напрочь отсутствуют даже такое понятие, как туалет - либо его банально нет, либо это дыра в сарайчике размером метр на метр, что даже уже привыкших к российским реалиям китайских коллег приводило просто в «неописуемый восторг». Нет ни придорожных магазинчиков,ни кафешек. Что уж говорить о мотелях или хотя бы обустроенных местах на обочинах с возможностью передохнуть пару часиков. Число придорожных автосервисов так же стремится к абсолютному нуля, так что с собой на всякий случай (особенно если вы путешествуете в одиночку, а не колонной) необходимо брать запасные расходники, которые можно поменять своими силами «в поле». Также обратите внимание на тот факт, что на протяжении нескольких десятков километров от границы областей отсутствует какая-либо, даже мобильная, связь – так что будьте предельно осторожны и внимательны за рулем. В противном случае, вам придется долго голосовать на дороге, по которой, кстати, ездит очень мало машин, и просить подмоги. Хотя помогают здесь друг другу все, особенно водители большегрузов.

На выезде из Кемерово наша колонна заехала в местный автоцентр компании « Great Wall», на чьих автомобилях мы и совершаем пробег. И мы были немало удивлены заявлением представителя фирмы: оказывается, он пересел с Toyota Land Cruiser именно на машину китайского производства. Как заметил один из коллег, его японский джип, вероятнее всего, был без руля, раз он решился на такую замену. Как мы и писали ранее, помимо преимуществ Hover H6 (например, большого салона) у автомобиля есть и серьезные недостатки. Довольно часто глючит электроника, на двух машинах уже сгорели прикуриватели после подключения к ним инвертора тока, у коллеги забарахлила сигнализация из-за чего практически на каждой стоянке его приходилось «подпирать» с двух сторон во избежание криминальных эксцессов. Но как бы то ни было, не обращая внимания на возникающие в пути мелкие неполадки, мы уверенно движемся на запад.

Встречали нашу колонну хлебом-солью и фольклорными песнопениями и танцами на границе Алтайского края в Залесовском районе, где, как и во всей области, довольно активно развивают внутренний и въездной туризм. К примеру, по словам представителя местной администрации, в 2008 году районные достопримечательности осматривали 8000 туристов, а в 2011 - уже 35 000. Власти надеются, что после «Автопробега Пекин-Москва-2012» туристическая популярность региона вырастет еще больше. В том числе и поэтому в Алтайском крае планируют расширить трассу до двух полос в каждом направлении. А еще для привлечения путешественников, и в первую очередь автомобильных, в 2013 стартует пробег ретромобилей Пекин-Париж, маршрут которого пройдет через территорию Алтайского края. В этом ралли, кстати сказать, впервые будет российский экипаж, подготовленный именно здесь.

Ну а дальше по дороге в город-курорт Белокуриха нас ждал Бийск. Мы в очередной раз вздохнули: ну опять сомнительный уездный городишко, опять очередная остановка для ночевки. И сильно ошиблись: Бийск лишь на шесть лет младше культурной столицы России Санкт-Петербурга, здесь - Золотые ворота России. Именно тут берут начало трассы, ведущие на Алтай и далее в Казахстан, Монголию и Китай. Сквозь этот населенный пункт проезжают около двух миллионов туристов ежегодно, а так как это ворота, то проезжают не задумываясь. Оставим это на совести путешественников, ведь они едут исключительно на алтайские пейзажи и в здравницы, а тут - город. Причем крупный промышленный и научный центр (в том числе и в сфере трендовых нанотехнологий), что практически стопроцентно включает Бийск в туристический стоп-лист. Но по городу категорически противопоказано ездить на машинах - пешком и только пешком. Именно так, гуляя по тихим улочкам, замечаешь калейдоскоп смешения архитектурных стилей, старины и современности.

Да и сама история Бийска очень интересна. Это один из шести в России и единственный в Сибири город, созданный по Именному указу Петра I в 1709 году в месте, где проходили древние торговые пути, ведущие на территории современных Монголии и Китая. Сказано - сделано: так и появился на слиянии рек Бии и Катуни небольшой Бикатунский острог. Удачное расположение на Чуйском торговом пути превратило бывшее укрепление, пережившее в те времена осаду и разрушение джунгарским ханом Доухар-зайсан, в процветающий город. Бийск облюбовали более 80 купцов первой гильдии (в те времена это были как сегодняшние абрамовичи и дерипаски), в нем построили десяток предприятий для переработки местного сырья: от кирпичного завода до табачной фабрики. Бийские торговцы продавали в соседние Монголию и Китай ткани, посуду, панты оленей (которые, кстати, используются при изготовлении различных лекарственных средств) и даже спички. Торговали не сырьем, как модно сейчас в настоящей России, а промышленными товарами, причем часть выручки шла на благоустройство города, друг за другом появлялись богато устроенные особняки, церкви и школы. В начале XX века в Бийске сконцентрировался и банковский капитал Сибири. Этому способствовала постройка железнодорожной ветки, соединившей город с Транссибирской магистралью.

Сейчас здесь развивают автотуристический кластер «Золотые ворота» (именно так звучит в переводе с тюркского языка само слово Алтай), включенный в Федеральную целевую программу по развитию туризма, целью которого является улучшения обслуживания транзитного туристического потока, так как более 80% отдыхающих в Алтайской крае в любом случае проезжают через Бийск. Вот и мы, въехав в эти планируемые golden gates и проехав около 75 километров хорошей трассы, попали в город-курорт Белокуриха, о котором расскажем в следующих репортажах.