4642

Поставарийный ремонт по совести

Выплаты по ОСАГО могут стать адекватными?
«Автогражданка» в нашей стране давно воспринимается моторизованными гражданами, как дополнительный налог. Не более того. И то сказать, выплаты по этому виду страхования настолько мизерны, что, как правило, не компенсируют и трети стоимости ремонта.
Поделиться

Изображение Поставарийный ремонт по совести

И вот в недрах Госдумы родился законопроект, который, если станет законом, значительно облегчит жизнь автолюбителей, не по своей вине попавших в ДТП. Депутаты от фракции ЛДПР — Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов — предлагают предоставить автовладельцу право выбора формы возмещения вреда по договору ОСАГО. Действующую редакцию федерального закона предлагается дополнить положением, согласно которому «потерпевший вправе выбрать форму компенсации в виде страховой выплаты или организации и оплаты ремонта поврежденного имущества».

Дельное, согласитесь, предложение. Только вот вряд ли законопроект станет законом. Мощное страховое лобби в органах власти сделает все, похоронить этот «грабительский» с точки зрения страховщиков законопроект еще до первого чтения. Но обо всем по порядку.

— Сегодня, в соответствии с действующим законодательством, при обращении потерпевшего в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения по ОСАГО, толькоу страховщика есть право предложить потерпевшему вместо денежной компенсации возмещение причиненного вреда путем ремонта поврежденного автомобиля в автосервисе, с которым у страховой компании есть договорные отношения, — напоминает лидер «Ассоциации по защите прав автострахователей» Максим Ханжин. — Однако данным правом страховые компании пользуются очень неохотно, в связи с чем потерпевшим ничего не остается делать, как только получать страховое возмещение в денежной форме…

Но, повторимся, так как калькуляция стоимости восстановительного ремонта составляется на основании акта внешнего осмотра автомобиля без учета скрытых повреждений, выявляемых в процессе ремонта, суммы выплаты потерпевшему часто не хватает на оплату ремонта автомобиля. Это является одной из основных причин появления жалоб потерпевших на занижение страховыми компаниями выплат страхового возмещения. Такая система взаимодействия страховой компании и потерпевшего ставит их в неравное положение.

Однако, продолжают рассуждать эксперты, защищающие «бедных» страховщиков, если просто закрепить право выбора формы страхового возмещения за потерпевшим, существует большой риск значительного увеличения убытков страховых компаний в связи с тем, что потерпевшие начнут осуществлять ремонт своих автомобилей в автосервисах с высокой стоимостью услуг. Что, в свою очередь, может привести к банкротству некоторых страховых компаний и значительному удорожанию стоимости полиса ОСАГО. И в это можно было бы поверить, если не знать, что ежегодно чистая прибыль (то есть после выплаты всех возмещений) страховых компаний от продажи полисов ОСАГО составляет более 50 млрд. рублей! Понятно, что она значительно упадет, если согласиться на предложение депутатов.

Однако, считает Дмитрий Бирюков, генеральный директор страховой компании, выход есть:

— Безусловно, введение данных поправок положительно скажется на клиентах страховых компаний. Те компании, которые смогут наладить эффективные взаимоотношения с автосервисами по ремонту автомобилей с использованием бывших в употреблении деталей, смогут получить ощутимое конкурентное преимущество...

Но для выравнивания прав страховой компании и потерпевшего при урегулировании убытков по ОСАГО необходимо перед изменением действующего законодательства основательно подготовиться.

Например, организовать соответствующую аккредитацию автосервисов, имеющих право осуществлять ремонт автомобилей потерпевших по стандартным расценкам. Это можно сделать по аналогии с аккредитацией операторов техосмотра. Затем обязать страховые компании, имеющие лицензию на ОСАГО, заключить договоры об оказании услуг с аккредитованными автосервисами. И только после этого вводить в действие изменения статьи 13 закона «Об Обязательном страховании автогражданской ответственности». Процедура, как мы видим, предстоит долгая и легко торпедируемая заинтересованными лицами на любом этапе. А значит цивилизованного рынка ОСАГО мы не получим еще очень долго …