6230

Не платить чужие долги

Много лет отечественные автомобилисты попадаются на одну и ту же опасную уловку и лишаются машин
Схема этого, довольно старого уже развода проста. Гражданин покупает по объявлению практически новенькую машину по соблазнительной цене — на порядок ниже рыночной, а через год-полтора ее изымают судебные приставы. «Только» потому, что купленное авто — залоговое…
Изображение Не платить чужие долги

Так, мой знакомый клюнул на эту удочку. Миша два года назад по объявлению купил Mercedes CLK-200. Цена была соблазнительная — всего 50 000 долларов (дешевле, чем среднерыночная, на 15–20%). Документы подозрений не вызвали: чистый ПТС, один владелец.

Поставил машину на учет в ГИБДД и спокойно ездил целый год, а потом — как снег на голову! — пришло уведомление из Головинского суда. Оказалось, Mercedes находится в залоге у банка и подлежит изъятию в счет погашения кредита, взятого прежним владельцем.

Будучи уверенным, что это нелепая ошибка, Михаил подал апелляцию. Тяжба длилась год, и дело закончилось тем, что судебные приставы машину изъяли. Оказалось, в нашей стране подобная практика в таких ситуациях встречается достаточно часто: суды принимают сторону не обманутого автовладельца, а банка.

Мошенническая схема невероятно проста. Человек оформляет автокредит (как правило, на недешевую машину), регистрирует ее в ГИБДД, получает ПТС и через неделю-другую ее продает, скрываясь с наличными в неизвестном направлении. Козлом отпущения для банка становится новый, ни о чем не подозревающий владелец. Удивительно, но о том, что кредитное транспортное средство является залогом по кредиту, знают только сотрудники банка, страховая компания и сам хозяин. При этом в ГИБДД — единственном госоргане, осуществляющем регистрацию авто, — такой информации нет. Эту лазейку и используют мошенники.

Эксперты считают, что ответственность за невыплаченный кредит не может перекладываться на нового владельца:

— Для исключения возможности мошеннических действий по кредитным автомобилям надо менять законодательство. Причем таким образом, чтобы и сотрудники ГИБДД, и потенциальный покупатель авто имели доступ к информации о наличии ограничений на его отчуждение, — считает лидер «Ассоциации по защите прав автострахователей» Максим Ханжин. — Для этого всего-то необходимо делать соответствующие записи в разделе «особые отметки» ПТС. Обязанность эту необходимо возложить на банк, а сотрудникам ГИБДД следует запретить отчуждение машины без официального письменного подтверждения банка о погашении задолженности по кредитному договору…

В конце концов, существует же такая процедура для квартир, купленных по ипотеке. В свидетельстве о праве собственности на жилье в обязательном порядке указывается о существующем обременении права. Что мешает распространить подобную практику и на залоговые автомобили — совершенно непонятно. Так же как неясно, почему проблемой не озаботится мощное банковское лобби во властных структурах. Или банкирам в кайф затяжные судебные процессы?

А сегодня, чтобы хоть как-то обезопасить себя от мошенников, можно лишь обратиться в «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ). Беда в том, что база этой структуры пока довольно ограниченна