50939

Назад, в будущее

СССР мог стать лидером в производстве беспилотных гражданских автомобилей
Когда электроника отстранит человека от управления автомобилем? Лет 20 тому назад утешал однозначный ответ: никогда. А 70 лет тому назад была уверенность, что вот-вот…
Поделиться
Изображение Назад, в будущее

Сегодня есть тревожное ощущение, что людей выгонят из-за руля совсем скоро. В начале 90-х группа отечественных инженеров КБ «Март» решила построить автомобиль будущего. Параметры в него закладывались самые перспективные, необычные и передовые. Но с чистого листа ничего специально не изобретали — брали то, что уже существовало в состоянии перехода от теории к практике. Это не значит, что самым современным в машине был бы аналог молотка или наковальни, автомобиль был именно из будущего. Но дело в том, что наша оборонка шла с таким опережением реальности и времени, что открывшиеся на тот момент тайны позволили инженерам-энтузиастам не тыкаться в поисках, а взять готовое, отработанное хотя бы в теории. Например, на машину, получившую имя «Экстремист» (тогда у этого слова еще не было террористического подтекста), планировали поставить «силиконовую руку» — систему распознавания предметов на дистанции три-пять километров, ныне вполне состоявшуюся в виде активного круиз-контроля, хотя и не столь дальнобойного. «Силиконовая рука» тогда уже была и занималась на наших вертолетах распознаванием проводов линий электропередачи, заранее предупреждая пилота о необходимом изменении высоты. Вместо приборов готовилась система передачи визуальной информации непосредственно на сетчатку глаза водителя. Двигатель грезился аксиальным (семь цилиндров!), и он уже был в натуральную величину (НАМИ-АР7.2), хотя даже сейчас не все слышали о его существовании. А еще всерьез разрабатывался автопилот. Чтобы водитель садился в салон и — как извозчику — приказывал: «Трогай! В «Яр!», и «Экстремист» несся в ресторан гостиницы «Советская» (в дореволюционном прошлом и капиталистическом настоящем — «Яр»). Задумывался и аварийный режим. Когда, например, человеку хотелось бы порулить самостоятельно и он садился за руль и ехал. Но ровно до тех пор, пока не учинял аварийную ситуацию. Тогда «Экстремист» начинал бы бороться за жизнь человека своим умом и отбирал управление, срочно выкручиваясь и решая проблему. Алгоритм затевался на основе нечеткой логики и тоже уже существовал в товарном виде, самостоятельно выбрав для посадки нашего космического «Бурана» оптимальный аэродром. И вот именно с автопилотом и нечеткой логикой инженеры себя одернули и от задачи отказались. Они полагали, что заходят слишком далеко, и даже если электроника окажется умней и полезней водителя, человеческий разум в экстремальной ситуации может не справиться еще с одной вводной, когда и без того страшно и надо действовать на рефлексах, а тут еще сама машина забирает управление на себя и начинает крутить рулем и куда-то не туда ехать. А вдруг человек просто сойдет с ума от перегрузки? Решили, что отстранять его от управления еще рано. И построили автомобиль без этой особенности. Посмотреть на «Экстремиста» можно было на выставке «Автоиндустрия-92», где он красовался в виде макета в натуральную величину (длина 3840 мм), и был столь необычен, что автомобиль в нем угадывался далеко не с первого взгляда, хотя пришельцем из будущего выглядел однозначно.

И сколь непривычно на фоне такой осторожной заботы о человеческой психике выглядят эксперименты маршала М.Н. Тухачевского, под патронажем которого в СССР строили экспериментальные радиоуправляемые танки на базе Т-26 и БТ-7, воюющие без экипажей. Для экспериментов на местности даже создали специальный танковый отряд №4 в Ленинградском военном округе, где и отрабатывали управление техникой на расстоянии, оснащая ее чрезвычайно современной по тем временам радиоаппаратурой «Остехбюро» образца 1932 года. Радиоуправляемый танк уже умел выполнять 16 команд. Об электронике тогда было еще преждевременно говорить, но ведь идея близка по сути? Еще не к «Экстремисту» с нечеткой логикой, отбирающему управление, но уже к транспортному средству, решающему задачу без непосредственного управления человеком. Сейчас этим же самым занимается Министерство обороны США, проводящее конкурс «DARPA Grand Challenge» на создание грузовика, управляемого электроникой, с обязательными состязаниями образцов. Эксперимент продвинулся настолько далеко, что в штате Невада, где проходили первые испытания, законодательно разрешили выдавать номера автомобилям-роботам, официально допустив их к движению по улицам общего пользования наравне с обычными машинами. Для отвода глаз все делают вид, что Пентагон тут ни при чем, а номера позволены Toyota Prius, управляемой «Google». Не правда ли, удивительное совпадение: «Google» захотел проводить испытания своего автомобиля-андроида именно там, где по дорогам общего пользования собираются ездить грузовики-роботы Пентагона. Примечательно, что у грузовика, победившего в пентагоновском эксперименте 2005 года, и Гугломобиля один и тот же автор — Себастьян Тран, директор лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета…

Человеку начала ХХ века, когда автомобиль был развлечением и не подразумевал транспортных преимуществ, стоя в одном ряду с остальными забавами вроде патефона, бенгальских огней и канализации, управлять можно было только лошадью. А она выступала не исполнителем воли человека, а союзником в выполнении задачи, и часть управления всегда держала у себя. Всадник знал, что на коротких аллюрах правильней преодоление препятствия (канавы, бревна) оставить на усмотрение лошади, она сама разберется, как лучше поступить — перепрыгнуть или перешагнуть. В гужевом исполнении диапазон принятия решения был еще шире. Широко описанная в литературе особенность лошадей самостоятельно находить дорогу к дому масштабно использовалась подвыпившими возницами, когда тело отказывалось от управления и падало в солому, а кони сами брели к заветным воротам конюшни и безошибочно привозили человека домой, основываясь на показаниях собственного навигатора, автопилота и круиз-контроля. Поэтому в то время мысль о полной передаче управления любому транспортному средству и подавно выглядела логичной и никого не изумляла.

Сейчас идея отстранить человека от управления автомобилем уже перестает пугать и начинает выглядеть спасением. Но не из-за достигнутого техникой уровня развития (достигнуто еще не все), а из-за интеллектуального оскудения среднестатистического человека. Он все примитивней, слабей разумом и ленивей нутром. Ему все меньше хочется думать, учиться, соблюдать ПДД и чем бы то ни было управлять. Компьютерным симулятором или iPhone — сколько угодно, а настоящим автомобилем… Эй, где тут такси?

К тому же все достижения цивилизации затеваются в Америке и иногда в Европе, а там с применением проще. Проводов больше, народ послушней, видеокамеры на каждом углу. Запустить пилотный проект самостоятельного автомобиля-робота с нечеткой логикой лет через пять станет возможным, а затем и необходимым.

У нас в России все сложней. Машина с любым процессором и какой угодно логикой самостоятельно доедет лишь до Вышнего Волочка, где и скончается, сгинув в снегу, разбившись о встречный КамАЗ или погибнув в яме. Даже Сколково не спасет. Показательная дорога в этот наноград, построенная из расчета 1 миллиард рублей за 1 километр, и та треснула через три месяца…

А еще неловко обозначается главнейший вопрос: кого полиции штрафовать, ежели что?