13003

Новые категории в водительских удостоверениях: как это работает?

Свою точку зрения на новые категории в «правах» рассказывает начальник транспортного цеха Сергей Асланян
Категории допуска к управлению ТС у нас в Правах написаны латиницей. Поэтому много людей, не справившись с абстракцией, о своей категории говорят предметно – права на грузовик, на легковушку, реже – на автобус.
Поделиться
Изображение Новые категории в водительских удостоверениях: как это работает?

А есть особо изворотливые, кто под каждую букву подыскивает смысл: категория В – водитель, С – специалист… Появившаяся категория М для скутеров и мелких квадроциклов (до 50см³) свой подтекст нашла сразу. В переводе на литературный язык - «Чудак на букву «М». Редкий случай, когда совпадение полное – категорию ввели как раз для того, чтобы этих чудаков стало меньше. А остальные? Чтобы денег стало больше.

Милицейское объяснение, что введение подкатегорий повысит безопасность на дорогах и дифференцирует водителей по степени профессиональной подготовки и мастерства – вранье.

ГАИ разделила грузовую категорию С на две по разрешенной максимальной массе, т.е. на легкие грузовики и на средние, оставив без заботы тяжелые. Теперь С – это легкие, свыше 3500кг, С1 потяжелей от 3500кг но не больше 7500кг… На самом деле для водителя нет никакой разницы сколько весит его грузовик. И более тяжелая машина не требует никаких специальных навыков, особого опыта и дополнительной подготовки. Сел и поехал, как это и делали поколения профессиональных водителей страны десятилетиями, в зависимости от задачи пересаживаясь с полуторки ГАЗ на пятитонку ЗИС (ЗИЛ), а потом еще и хватая прицеп. Кстати, расширение «прицепных» категорий, случившееся в предыдущий заход, так же высосано из пальца. В советское время категория была единая, просто Е ко всем транспортным средствам. Теперь их три разных Е: к легковушке, грузовику и автобусу. А навык управления во всех трех случаях одинаковый: либо умеешь, либо нет. Но прицепы у нас в стране все же редкость и по-крупному заработать ни на штрафах, ни на экзаменах у ГАИ не получилось. А введение грузовых подкатегорий выкрутит руки гораздо большему количеству водителей. Тем более, что и с прицепами ГАИ придумала дополнительные мучения для людей, добавив С1Е для бессовестно тяжелых автопоездов.

Расправа над автобусной категорией тоже масштабна. По прошествии десятилетий оказалось, что существует колоссальная разница между 8ым, 9ым и 16ым пассажирами. По их головам прошли две демаркационные линии: Газели с числом мест больше 8 это просто D, не более 16 это отныне D1, а вот что там с 17ым пассажиром ГАИ додумать не успела и в категории про это ничего не добавила. Зато и прицепов к автобусам стало два вида: сочлененные Икарусы это отныне DE, а автобус с челноками, везущими товар в прицепе это D1E. При этом по-прежнему нет никакой разницы сколько в автобусе помещается человек и даже общая длина машины не играет роли. Управлять ПАЗиком и ЛИАЗом надо с одинаковым навыком, подходом и опытом. А вся разница между ними точно такая же, как и с любой другой техникой: напряжения требует конструкция и ТТХ машины, а уже на второй день и они отходят на второй план.

С 10 ноября 2013 года ГАИ начнет собирать новый урожай. В тупике оказываются все транспортные предприятии страны с разномарочным парком. Раньше можно было дать водителю машину в зависимости от задачи, теперь – в зависимости от его Водительского удостоверения. И если тем, у кого Права с открытыми категориями получат ВУ, где нововведения появятся автоматически, то всем остальным придется учиться специально и платить отдельно за процесс и отдельно за результат.

А чтобы кормились все, а не только в МРЭО (МОТОТРЭР), придумана кормящая категория В1 – квадроциклы! Теперь ГАИ получит шикарный шанс вдоволь наловить дачников и, учитывая стоимость этой техники, существующей в первую очередь для баловства и развлечения, вымогать у ошарашенных отдыхающих любые деньги. Ведь за езду без Прав полагается штрафстоянка. Абсурд категории в том, что учиться ездить на квадроцикле не надо. Это навык, не сложнее управления вилкой. Хотя статистика убийств при помощи вилок явно требует их сертификации, лицензирования, особого порядка хранения, строго учета, новых правил оборота и отдельного наказания. И если водитель, справившийся с легковушкой, убился на квадроцикле, то не потому, что не прошел обучения, а потому, что сам на букву «М». Точно так же он убился бы и на Ferrari или Lamborghini, кабы ему довелось прохватить разок. Но не стоит из-за неумелого управления эмоциями и завышенной самооценки не следует вводить новую категорию F или L.

Президент подписал указ о внесении поправок в пожизненно корявый и неумный закон «О безопасности дорожного движения» и КоАП. ГАИ довольна. Введением новых подкатегория они, не произведя никакой работы, повысили безопасность на дорогах. Да и дачи будут достроены.