10316

Смогла ли «Великая степь» заменить «Шелковый путь»

Завершился 3-й этап чемпионата страны по ралли-рейдам, прошедший в рамках «Великой степи» в Калмыкии и Астраханской области
Ответ на главный вопрос нынешней гонки — сумела ли «Великая степь» заменить «Шелковый путь, неутешителен. Не сумела. Хотя и провальным мероприятие не назовешь. Более того, этот рейд преподнес ряд приятных сюрпризов…
Изображение Смогла ли «Великая степь» заменить «Шелковый путь»

Вперед на барханы!

Организаторам гонки предстояла непростая задача: в рекордные сроки подготовить одно из самых значимых в автоспортивной жизни страны мероприятие. Комиссар по безопасности «Великой степи» Виктор Соколов на брифинге сразу заявил, что заменить «Шелковый путь» невозможно:

— Но 3 этап чемпионата РФ должен пройти! Гонка создавалась в рекордно короткие сроки, но мы уверены — у нее есть будущее. Тем более, что в своей работе мы пользовались наработками «ШП». Философия «Великой степи» – динамика и скорость. Калмыкия – относительно ровная местность, степь, которая позволяет двигаться на больших скоростях...

Что ж, гоночной трассой остались довольны все: спортсмены, зрители и журналисты. Специалисты утверждают, что она не уступает не только «ШП», но и самому «Дакару»! Действительно, некоторые участки подарили мне более чем зрелищные кадры, а пилотам и штурманам – небывалое чувство драйва. Кстати, некоторые точки дублировали прошлогодний «ШП». Например, бархан «Большой Брат» в Астраханской области.

Организаторы разделили «Великую степь» на четыре спецучастка. Первый заезд (3,5 км) проходил прямо на окраине столицы Калмыкии Элисты. Далее шел «штурманский» степной спецучасток (273 км), где важно было не мастерство пилота, а умение ориентироваться в бескрайней степи. Но и рулевому нельзя было терять бдительности: неожиданно появляющиеся канавы и балки могут оставить машину без переднего моста. В чем я и убедился, добираясь до точки съемки в калмыцкой степи. Мало того, отдельную опасность сулил... газопровод. Зачастую он здесь просто присыпан песком. Но поскольку принадлежит местным олигархам, переезжать его нельзя, а нужно тащиться вдоль до «официального» переезда. Иначе штраф. Другой вопрос, кто за этим следит? Тем не менее, подобное препятствие запутывало и без того непростой маршрут. Самый большой спецучасток проходил по степи (407 км), где многое зависит именно от мастерства пилота. Но и штурману скучать не приходилось: иногда очередной бархан лучше объехать, чем штурмовать. Но организаторы установили некоторые контрольные створы на вершинах барханов. Например, на вышеупомянутом «Большом брате» и «Африке», которые находились на заключительном «песчаном» спецучастке (239 км).

«Корявая строчка регламента»

Теперь перейдем к неприятным моментам. Прошлогодний «Шелковый Путь» мне в первую очередь запомнился огромным лагерем гонки. В каждом городе, где мы останавливались, он занимал часть аэродрома. Еще бы: более 150 экипажей с «обслугой» плюс толпа журналистов и болельщиков. В этот раз было гораздо скромнее – всего стартовало 33 участника. И калмыки-болельщики сетовали, что экипажей крайне мало. Кстати, они почему-то принципиально называли все проходящие «Париж-Дакаром»...

Забегая вперед, скажу, что финишировало 17 экипажей. И причины здесь, на мой взгляд, более занимательные, чем банальные поломки в песках. По международным правилам «Дакара» и «ШП», приоритет отдается упорным экипажам, которые до конца бьются с бездорожьем, а не сдаются и возвращаются по асфальту. Т.е. прибыл на финиш утром за полчаса до старта первой машины — молодец, стартуй и борись дальше! Но если «ШП» организовывали французы, то в отечественном понимании оказалось все наоборот. Главное – вовремя пребыть не только на финиш, но и в лагерь! То есть опоздал на ужин в ресторане – сходи с гонки! На фоне подъема патриотических настроений в стране, этот вполне «корявый» пункт регламента вызвал возмущение некоторых участников. Есть еще немаловажный нюанс – зрелищность. Согласитесь, наблюдать три десятка машин на гоночной трассе приятнее и интереснее, чем полтора десятка. И поневоле возникает вопрос, о чьем благе думали организаторы: болельщиков, спортсменов и журналистов или спортивных чиновников? Так что альтернативой «ШП» это мероприятие назвать нельзя.

«Газовская» армада

Тем не менее, гонка преподнесла и ряд приятных сюрпризов. Во-первых, несмотря на прогнозы конкурентов, «Синяя армада» «КамАЗ-Мастер» окончательно разбила белорусов с МАЗа. А во-вторых, у них появился потенциальный конкурент. Команда «За Рулем- Спорт», выходящая на трассу исключительно на ГАЗовской технике, на этот раз выставила настоящую сенсацию: «Садко – NEXT 4Х4». В «гражданском» варианте ее можно было лицезреть в июне на выставке «СТТ-2014» в Москве. А тут уже в спортивном варианте! На первом разминочном заезде новый «Садко» показал себя во всей красе: он шел вслед за «Синей армадой» и входил в повороты более грациозно, без резкого торможения и набора скорости. Вообще, адепты отечественной автопромышленности прибыли на ралли в максимальном составе: две гоночные «Газели», один «Соболь» и два «Садко»: старой модификации (кстати, победитель «ШП - 2013» в классе грузовиков до 10 тонн) и новинка NEXT. Увы, по указанной выше причине до финиша дошло только два аппарата. Тем не менее, «Соболь» под управлением пилота Александра Кострукова и штурмана Евгения Павлова стал лучшим в классе «Рейд- Спорт». Уже приходилось слышать, что команде пора создавать свою аналогичную камазовской «армаду» и покорять «Дакар».

А в абсолютном зачете главным стал экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова («Nart Time», BMW X3). Среди серийных внедорожников — экипаж Александра Терентьева и Алексея Беркута (RE Autoclub, Ford F150 Raptor). В грузовом зачете, как уже говорилось, КамАЗы задвинули МАЗы и поделили все три призовых места.