46710

Как инспектор ДПС должен определять чистоту номеров

Гаишники штрафуют нарушителей «на глазок», а судьи их в этом полностью поддерживают
Профессионализм столичных гаишников не знает границ. Им раз плюнуть по запаху изо рта водителя определить степень его опьянения. Без каких-либо «спидганов» с точностью до километра могут назвать скорость мчащегося авто. И им не нужен прибор, чтобы констатировать факт несоответствия ГОСТу тонировки…
Поделиться
Изображение Как инспектор ДПС должен определять чистоту номеров

Попахивает полнейшим беззаконием, скажете вы. И будете абсолютно не правы, ибо суды в подобных начинаниях полностью поддерживают тружеников свистка и жезла. И вот очередное тому подтверждение.

16 февраля 2014 года в столице не проводился рейд по кодовым названием «Чистый автомобиль» (не самое лучшее время для подобных спецопераций, когда на дорогах грязь и слякоть). Но на посту ГИБДД, расположенном на Рязанском проспекте близь МКАД, в то утро за чистоту автомобилей сражался, не опуская свистка и жезла, инспектор ГИБДД по ЮВАО города Москвы Шершнев А.В. Ясное дело, что привлечь водителя к ответственности за чумазый автомобиль, равно как и за пятно кетчупа на белоснежной сорочке, наше законодательство гаишнику не позволяет. А вот за нечитаемый номер — пожалуйста. Собственно говоря, путем отоваривания водителей постановлениями по статье 12.2 Административного кодекса, наш герой и боролся за чистоту автомобилей на дороге.

Но, согласно букве закона, чтобы упрекнуть рулевого в содержании номерных знаков в антисанитарных условиях и, как следствие, в их нечитаемости, необходимо отмерить 20 метров от «жестянки» до того места, с которого гаишник будет морщить лоб и щурить глаза, пытаясь, словно на приеме у окулиста, прочитать нижнюю строчку. Согласно примечанию к вышеуказанной статье, в светлое время суток номер будет признан нечитаемым (причем, не важно — передний или задний), если с 20 метров непонятна хотя бы одна цифра или буква. Ночью все то же самое распространяется только на задний номер.

Вместо сертифицированной рулетки инспектор Шершнев в свое дежурство целиком и полностью уповал на точность глазомера, а потому практически всяк остановленный им автомобиль можно было упрекнуть в нечитаемости номера (ну мало ли гаишник не сумел отгадать букву или цифру на машине со 100 метров, в то время как ему показалось, что авто на расстоянии 20 метров). В общем, как понимаете, шансов избежать наказания у остановленных водителей не было никаких.

В нашем распоряжении оказалось Постановление 77 МО 6748754 от 16 февраля 2014 года, в котором г-н Шершнев упрекнул водителя в управлении авто «с грязными нечитаемыми номерными знаками». По словам «обвиняемого», инспектор никаких замеров не производил, не фотографировал, равно как не просил своих коллег или случайных прохожих подтвердить или опровергнуть его предположение о степени загрязненности и нечитаемости номеров. А просто, руководствуясь собственными догадками, назначил водителю штраф в 500 рублей и со словами, мол, распишитесь здесь, что вы согласны, что машина грязная, дал документ на подпись. Шофер поставил свой автограф и лишь ближе к вечеру его осенило, что он стал жертвой полицейского мошенничества.

Попытка обжаловать Постановление в цитадели ГИБДД по Юго-Восточному округу, как и следовало ожидать, не увенчалась успехом. Видимо, придерживаясь принципов корпоративной этики, начальник инспектора Шершнева, командир отдельного батальона полковник полиции Ильичев А.А., отказал водителю в удовлетворении жалобы на основании того, что тот в Постановлении поставил свою подпись, чем согласился со всеми предъявленными ему смертными грехами.

Жалоба в Кузьминский районный суд, увы, тоже оказалась выстрелом холостым выстрелом. Служитель Фемиды Федорова Я.Е. даже и слушать не хотела доводы водителя.

— Инспектор не замерил рулеткой расстояние и не сделал фотофиксации нарушения? Ну и что: по вашему, сотрудник ГИБДД должен быть увешан всевозможными приборами, — удивилась судья. — Правильно ли он определили расстояние от себя до номера вашей машины на глаз? Конечно правильно, ведь он каждый год проходит медкомиссию, где подтверждается надлежащее состояние его зрения. Да и к тому же вы поставили подпись под Постановлением, поэтому о чем тут можно говорить…

И оформила свои и гаишные доводы Решением от 23 июля 2014 года. Чем, по сути, легализовала практику, по которой инспекторам ГИБДД не нужны какие-то там технические средства для обвинения водителей в различных нарушениях. Но если, согласно данному судебному решению, для определения читаемости или нечитаемости номерных знаков совершенно не нужна рулетка для вымерения 20 метров или фотоаппарат для фиксации нарушения, а достаточно лишь глазомера гаишника, то, выходит, ни к чему инспектору мучаться с замером высоты негабаритных фур (на глазок определил, что негабарит, и забирай у водителя права). И кто придумал алкотестер, если остроту своего обоняния гаишники ежегодно подтверждают на медкомиссии?! Загонять грузовик на весы, по логике судьи Федоровой, тоже пустое мероприятие, ведь опытный служивый от ДПС запросто определит по прогибу рессор и сплюснутости покрышек истинный тоннаж по каждой оси большегруза.

…Жернова государственной машины очень страшны. Они способны перемолотить любого человека в муку вне зависимости от того, имеются ли доказательства его вины, или нет. А заодно полностью дискридитировать власть. И судебную, и исполнительную, и законодательную.