50362

Зимняя резина: бизнес или жизнь

Как менялись требования к зимним шинам и времени «переобувки» в них
Когда надо менять летнюю резину на зимнюю? Большинство заученно ответят: при температуре ниже +7 градусов. Однако еще несколько лет назад называлось значение +4, а до запрета в ряде европейских стран шипов все было еще проще.
Поделиться
Изображение Зимняя резина: бизнес или жизнь

Зима была всегда, а зимние шины появились только в 60-х годах прошлого века, спустя лет 40 после того, как машины стали доступным и массовым явлением. И чем больше на дорогах появлялось автомобилей, чем более мощными и быстрыми они становились, тем больше новых правил и ограничений приходилось придумывать. И как любое нововведение, подразумевающее дополнительные траты, разговоры производителей покрышек о том, что в холодное время года нужно использовать особый тип шин, вызывали у владельцев автомобилей удивление и недовольство.

Первым решением для зимней эксплуатации автомобиля стали шипованные покрышки, а точнее шины с огромными шипами длиной по несколько сантиметров. Комфортно с такими покрышками было только на снегу и льду, а на асфальте управляемость на скорости выше 15 км/ч была отвратительной. На дорожном покрытии, как несложно догадаться, применение здоровых шипов тоже сказывалось не лучшим образом.

И в 70-х годах практически параллельно произошло два знаменательных события: химиками был разработан новый состав резины, больше приспособленный к использованию при холодных температурах, а во многих европейских странах правительство запретило использовать шипованные шины. При этом автовладельцы, привыкнув к требованию использовать особые шины для холодного времени года, уже не хотели ездить зимой на летней резине.

Казалось бы, все замечательно: новая резиновая смесь хорошо удерживала сцепление со снегом и льдом и при этом на мокром и сухом асфальте сохраняла адекватные ездовые характеристики. В тех регионах, где у автомобилистов нет необходимости забираться в снежную целину или на горные перевалы, в шипах нет необходимости. А в заснеженных и заледенелых районах оставили шипы или ввели специальные знаки, требующие обязательного использования противоскользящих цепей.

В новых резиновых смесях использовалась силика. С одной стороны, силика обеспечивает работу резиновой смеси и на льду, и на сухом асфальте, она не твердеет при низких температурах и снижает сопротивление качению, то есть повышает топливную экономичность. Но замечательные зимние шины оказались слишком мягкими для теплого времени года – они попросту стираются. В летней резине используется более жесткая резиновая смесь, но при низких температурах она дубеет и становится скользкой, как пластик. Таким образом, получилось два типа взаимоисключающих покрышек вместо одного универсального с недостатками обоих.

В результате в большинстве европейских стран появился запрет на использование летних шин в зимнее время года. Чаще всего в качестве рамок указываются временные – с определенного месяца осени до определенного месяца весны, с учетом среднесуточных колебаний температуры. В России подобный законопроект неоднократно обсуждался, но до сих пор так и не принят. Имеет значение и география различных регионов – например, климат в Сочи отличается от, скажем, якутского. Впрочем, в ряде европейских стран, принявших запрет, в определенных регионах могут быть свои временные рамки – или даже отсутствовать вовсе.

В России при решении о смене летней резины на зимнюю и наоборот ориентируются на рекомендации производителей шин. Сегодня они гласят, что зимние шины необходимо использовать при температуре ниже +7 градусов. Раньше отправной точкой называли +4 градуса – к слову, именно эта цифра с иконкой снежинки, намекающей на образование наледи на дороге, высвечивается на дисплее бортовых компьютеров большинства современных европейских автомобилей.

Но ориентироваться, тем более при отсутствии в России строгих параметров, нужно еще на многие нюансы. Если вы ездите в основном днем и по оживленным городским улицам, когда температура еще может подниматься аж до +10 градусов и нередки дожди, то зимняя резина может быть преждевременной. Утром же, после «минусовой» ночи, на дороге уже часто наледь и «дубовые» для «лета» температуры. На загородных трассах всегда холоднее и чаще лежит снег. Также, если речь идет о свежекупленных покрышках, то стоит помнить, что шины нуждаются в небольшой обкатке.

В общем, как всегда: в России наступил октябрь, и каждое утро для автовладельцев будет начинаться с вопросов – пора или не пора. ГИБДД пока не предупреждала.