33502

Почему снижение расхода топлива не дает экономить

Рост цен на бензин сводит на нет все потуги автомобильных конструкторов
Автопроизводители вкладывают миллиарды, чтобы сделать автомобиль экономичнее. Водители знают приемы, как потратить меньше бензина. Но постоянный рост цен на топливо сводит все эти усилия на нет.
Поделиться
Изображение Почему снижение расхода топлива не дает экономить

Чтобы ездить, машины ежесекундно пожирают бесконечное количество топлива. Революционный ДВС, работающий на бензине, оттеснил на задний план более ранние варианты на паровом ходу или различных смесях и более поздние электромобили, не встретившие коммерческого успеха в начале ХХ века. И с того времени автопроизводители живут в состоянии постоянного стресса, соревнуясь в скорости, дизайне, объемах производства и продаж. А во второй половине прошлого века список дополнили еще и экономичностью.

Особенно актуальным вопрос снижения расхода топлива встал в 1970-х, после нефтяного кризиса, когда цены на «черное золото» поднялись в четыре раза — с трех долларов за баррель до двенадцати. Энергетический кризис вскрыл зависимость современного мира от нефти, в частности — зависимость автомобильной промышленности от объемов добычи нефти и ценового позиционирования бензина и солярки.

Автопроизводители вкладывают миллиарды денежных единиц в различных национальных валютах в работу над снижением расхода топлива своих машин. Ведь каждая деталь автомобиля, начиная от его внешнего вида и заканчивая сложной электроникой и шасси, играет роль в том, сколько литров топлива превратятся в СО2 во время движения.

Очертания кузова машины определяют его аэродинамику, и, как следствие, расход топлива. Но есть вещи, которые невозможно изменить: сопротивление «джипа» с «мордой кирпичом» будет заметно больше, чем у зализанного седана. Но кое-какие параметры подрихтовать всегда можно: более гладкое днище, обтекатели, спойлеры у колесных арок, в ход идут даже закрывающиеся на определенной скорости заслонки в решетке радиатора.

Огромное значение имеет и масса. Но не во всех сегментах возможно использование легковесного карбона или даже алюминия. Однако сбросить вес можно даже за счет электропроводки — тут полкилограмма, тут еще два, и на выходе получается небольшая, но все-таки экономия.

Есть и более технологичные пути решения проблемы. Например, отключаемые без нагрузки цилиндры или отключаемый же (при движении по прямой) усилитель руля. Кроме того, многие внедрили различные Eco-режимы, меняющие настройки силового агрегата и акселератора. По сути, они не позволяют водителю резко ускоряться.

Многие из них вспомнили про повышение степени сжатия, про движение накатом, почти все используют системы типа start/stop, рекуперацию энергии торможения, топливосберегающие трансмиссии и круиз-контроли с различной степенью самостоятельности, которые в отличие от человеческой ноги «жмут» на газ оптимально. Влияют даже шины — чем ниже их сопротивление качению, тем меньше энергозатраты. Да что там, светодиодные лампы в фарах способы сыграть свою роль в показателях.

Только вот красивые цифры в таблице технических характеристик той или иной машины крайне далеки от действительности. Реальные показатели оказываются гораздо выше заявленных. Объективных причин тому масса: начиная с климата и заканчивая рельефом дороги. Движение в городе и даже работающие кондиционер и радио существенно влияют на все эти цифры. Сказывается и манера езды. Причем, совсем не обязательно водитель должен быть агрессивным – неумелое, дерганное вождение опустошают бензобак не менее быстро, чем резкие старты и торможения «в пол». Таким образом, механическая коробка в руках неопытного или невнимательного водителя может оказаться прожорливее «автомата».

Даже дорогие и очень дорогие гибридные автомобили хотя и способны ездить только на электротяге, все равно в среднем потребляют больше, чем обещано производителем.

Ночные кошмары автомобильных боссов усугубляют постановления государственных властей, вводящих все более строгие экологические стандарты, несоблюдение которы ведет к экономическим санкциям. В частности, средний показатель по выбросам СО2 и потреблению толпива высчитывается по всему модельному ряду. Чтобы обойти эту норму и приукрасить реальную картину, производители часто хитрят, выпуская заведомо неспросовые экологически-чистые авто, способными наглядно демонстрировать (с помощью анимации на центральном дисплее или на мониторе панели приборов) немногочисленным пользователям, как сильно они позаботились о природе, в конкретной поездке.

Эволюция с ее благими энергосберегающими целями способна разжигать аппетиты автомобилей и автомобилистов. И много-много литров требует скорость. LADA 4x4 с ее древним 1,7-литровым мотором, которая набирает 100 км/ч почти 20 бесконечных секунд, прожорлива, но не так, как Bugatti Veyron, который на своей максимальной скорости в 400 с лишним км/ч поедает десятки литров в секунду.

И все же постоянная оптимизация, а также введение первого экологического стандарта «Евро-1» в 1992 году, расход топлива у машин действительно в основном снижает. Возьмем один из самых популярных автомобилей в мире — Toyota Corolla. Четвертое поколение этой машины как раз появилось в 1979 году, в разгар нефтяного кризиса, и пришлась очень кстати со своим средним расходом топлива 8,1 литра на 100 километров — не за счет этого ли в основном был обеспечен ее успех? Следующее поколение вышло в 1984 году с прописанными в паспорте 7,3 литра; десятое, появившееся в 2006, обещало уже 6,9 литра, а нынешнее поколение по паспорту в смешанном цикле потребляет 5,6 литра на 100 километров.

Роскошный представительский седан от Mercedes-Benz появился в том же 1979 году и стал успешным, пожалуй, вопреки энергетической панике. На серьезную диету S-Class сел скорее в связи с введением экологических евро-норм — с начала 2000-х каждое новое поколение модели оказывается еще экономичнее, хотя динамические показатели улучшаются.

Однако залезаем ли мы на АЗС в кошелек реже? Вряд ли. Бензина нужно меньше, но цены на него увеличиваются постоянно. И помимо объективных причин (например, инфляции, колебания курсов валют и удорожании производства топлива более высокого экологического класса) есть и другие факторы.

Например, в нефтедобывающей России в цену бензина заложен налог на добычу полезных ископаемых, достигающий 60-70% его стоимости, причем в 2014 году больше всего повысились акцизы на топливо самого высокого качества. В ряде европейских стран есть налоги на вредные выбросы автомобиля, что также удорожает его эксплуатацию. А в Венесуэле, которая также является одним из крупнейших экспортеров нефти, стоимость топлива одна из самых низких в мире — по цене литра бензина в России в этой стране можно залить полный бак и еще останется на чашечку кофе с пончиком.

Повышаются цены на заправках и в США, которые привыкли без оглядки наслаждаться прожорливыми большими джипами и масл-карами — и это сразу сказывается на продажах типично американских машин. На первых ролях в большинстве штатов США уже давно находятся авто с компактными и экономичными моторами.