Главный российский поставщик статистической информации в области автомобилестроения, аналитическое агентство «Автостат» сообщило, что лидирующую позицию среди новых электрокаров в октябре заняла модель «Амберавто А5», которая разошлась тиражом 358 экземпляров. На вершине славы она удерживается с сентября, когда ей удалось впервые опередить кроссовер Zeekr 001, совершив рывок с четвертого места.
ЛИЛИПУТОВ ПО РОСТУ СТРОЯТ
Не будем обращать внимание на мизерные цифры продаж «автомобилей будущего» — у них там своя возня в песочнице. Так вот, на втором месте по итогам октября расположился обиженный автоторовским седаном Zeekr 001. Его приобрели 148 поборников экологии. Третью позицию занял Evolute i-JOY, которому отдали предпочтение 99 наших сограждан.
В пятерку самых успешных вошли также модели Avatr 11 и Evolute i-PRO с умопомрачительными показателями соответственно в 92 и 72 реализованных штук. Таким образом, ударная «пятерка» вывела на российский рынок в общей сложности целых 769 новеньких с иголочки «электричек». Для сравнения — это 1/5 от результата новичка Tenet T7, только-только приступившего к завоеванию России и занявшему в зачете нормальных машин 10 место.

В рейтинге электромарок лидером также является бренд «Амберавто», хотя предлагает всего одну модель. Здесь он взобрался на первую строчку впервые. За ним вновь следует Zeekr с 291 проданным автомобилем. На третьем месте — Evolute с 256 машинами, на четвертом — Avatr, охмуривший 110 покупателей. Пятое место поделили между собой BYD и Xiaomi — каждый пристроил российским автовладельцам по 107 машин.
Несмотря на то, что в октябре было реализовано 1614 новых электромобилей, что на 20% больше, чем в 2024 году, общий итог за 10 месяцев у кого-то вызовет легкую грусть, у кого-то — плохо скрываемое злорадство. Ибо падение продаж по сравнению с прошлым годом составило 37% - и это после безудержного роста сегмента электромобилей в течение нескольких лет.
ОРУЖИЕ НЕГЛУБОКОГО ПРОРЫВА
Впрочем, хватит скучной статистики. Обратимся к более важным для отечественной отрасли проблемам — а именно, к технологическому развитию и обретению суверенитета. Вроде как именно электромобили считались у нас оружием глубокого прорыва в будущее — разве нет? Это был один из аргументов, зачем нужно массово производить дорогие и неудобные в эксплуатации транспортные средства.
Министр экономического развития Максим Решетников по этому поводу заявлял, что бизнесу важно создавать заделы под перспективные технологии в сфере электротранспорта и водородного транспорта на топливных элементах. Ему вторил и Денис Мантуров, бывший тогда министром промышленности и торговли:

— Это развитие производственной базы, наращивание технологических компетенций национальных производителей, как ключевых компонентов, так и самих электромобилей, выведение на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, стимулирование спроса на них...
Но, увы, технологических компетенций у национальных производителей совсем не вагон и маленькая тележка. Октябрьский лидер «Амберавто А5» позиционируется как отечественный автомобиль. Однако на самом деле он представляет собой модель JMEV GSE китайской компании JMC. Кстати сказать, в состав учредителей этой компании немалой долей входит Renault, ушедшая в 2022 году с российского рынка самым непотребным образом.
С Zeekr, Avat, BYD и Xiaomi все понятно — это ненатурализованные бренды из Поднебесной. Но вот еще одна псевдороссийская марка в пятерке лучших — Evolute. Ее производство — это крупноузловая сборка моделей китайского Dongfeng. В частности, занявший пятое место i-PRO представляет собой перелицованный Aeolus E70.
Чиновники как манну небесную ждут не дождутся нового «Атома», но тот все никак не вылупится из скорлупы предсерийности. Да и кто знает, насколько его комплектующие будут инновационными, а главное, российскими. Вот и все, что можно сказать о передовом и прорывном отечественном электромобилестроении.



