35795

Где можно научиться высшему снегоходному пилотажу

Чему учат в школе горного катания на снегоходах Mountain Rider
Школа горного катания на снегоходах Mountain Rider, в стенах (а правильнее сказать – на просторах) которой мы побывали в начале года в ближнем Подмосковье, перевела нас в следующий класс, пригласив продолжить обучение в горах Республики Адыгея на плато Лаго-Наки.
Поделиться
Изображение Где можно научиться высшему снегоходному пилотажу

Надо признать, что адыгейские горы в полной мере еще недооценены снегоходными райдерами из центральной части России. И, между прочим, зря. Ведь с географической точки зрения это уникально место. Первое, что подкупает – близость к Москве. Без преувеличения, к столице, это, пожалуй, самые близкие снежные склоны (каких-то полторы тысячи км по скоростной М4). Тем же питерцам рукой подать до Хибин, что в Мурманской области, хотя объективно Хибины едва ли идут в сравнение по красотам и уровню экстрима с тем, что можно получить от Адыгеи.

В поларисовской снегоходной школе Mountain Rider учат не просто езде на горном снежике, а техничному и безопасному катанию.

Второе достоинство Лаго-Наки – вполне продолжительный сезон катания – с января и до начала апреля (а если с погодой подфартит, то сезон порой продолжается вплоть до мая). Третье – более чем комфортные и доступные условия для отдыха. К примеру, мы заякорились на самой отдаленной от цивилизации, но самой приближенной к месту катания базе, где сутки проживания с питанием обойдутся в 1000-1200 рублей на человека.

ЗАЧЕМ СНЕГОХОДУ ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ

Впрочем, хватит лирики, пора уже «пилить склоны». Перед выездом инструктор дает часовую лекцию по безопасности и вкратце напоминает теорию по управлению снегоходом в горах. Эта часть занятий в школе пусть и не самая увлекательная, но без понимания того, что может с тобой или твоими коллегами произойти на склоне, и как надо действовать, чтобы вернуться живыми, просто не обойтись.

Уроки в снегоходной школе в Лаго-Наки проходят на высоте 2 300 метров над уровнем моря.

А в горах случится может многое: от схода лавины до дикой метели, которая может по-просту отрезать путь домой. По окончанию лекции, каждому был выдан лавинный биппер (электронный гаджет для поиска коллег, оказавшихся под снежным завалом) и спасательный рюкзак, оснащенный... подушкой безопасности (в случае, если понимаешь, что тебя накрывает лавина, выдергаешь чеку на лямке рюкзака, как тут же вокруг шеи и головы надувается пузырь, благодаря которому шансы свернуть шею сводятся почти к нулю). Кроме «аэрбэга» в рюкзаке имеется аптечка, лавинный щуп, и лопата.

 

СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ

Практические занятия в школе Mountain Rider проходят на одних из лучших снегоходов в своем горном классе – Polaris RMK 600. Главные их достоинства: легкий вес, идеальная для горного катания развесовка и не слишком теплонагруженный мотор, который не перегревается даже при эксплуатации в плюсовую погоду. Практика начинается с отработки на равнине уже знакомых по подмосковью упражнений: постановка снежика на месте на одну лыжу, проезд змейки на одной лыже, разворот, парковка снехохода. С этой часть задания успешно все справилисью И тогда инструктор усложнил задание: едем к подножью горы Оштен, на склоне наш тренер выставляет вешки и показывает, что от нас требуется. Со стороны – все элементарно. Но как дело доходит до практики, понимаешь, что законы физики (а именно сила притяжения и вектора направленности сил) берут над тобой верх.

ПОСТАВЬ СНЕЖИК В «ПОЗУ»

Дело в том, что заехать на снегоходе в крутой подъем, что называется в лоб, не реально, поскольку тут же зарываешься. Взобраться на вершину можно исключительно по так называемой траверсе, то есть, «распилив» склон по диагонали. И ехать при этом необходимо на одной лыже, чтобы снегоход как бы шел ровно относительно линии горизонта. Стоит только сноумобиль не удержать в правильной «позе», поставив его на две лыжи, как в следующую секунду тебя в буквальном смысле слова выплевывает из машины и ты ныряешь в снег. И это еще полбеды, ведь при падении райдера снегоход частенько заваливается на бок, зарываясь при этом в снежную массу. В общем, минут пять, а иногда и десять нужно на то, чтобы вырваться из снежного плена. А сил на это тратится столько, что через каких-то полчаса дыхание становится как у загнанной лошади, а еще минут через пятнадцать ты уже едва в состоянии полного нестояния на ногах...

 

ИНСТРУКТОРСКИЕ ХИТОРОСТИ

После небольшой передышки и наставлений, вновь беремся покорять склон. Наконец стало получаться. Видя наше удовлетворение достигнутыми результатами, изнеможенность и явное отсутствие желания дальше грызть гранит науки, инструктор пустился на хитрость, предложив совершить небольшое путешествие в наикрасивейшее место – к горе Фишт. В глазах у всех вспыхнул огонек, усталость как рукой сняло. В чем же хитрость? Как выяснялось, чтобы доехать до Фишта, местами нужно было заниматься по сути тем же самым снегоходным альпинизмом! Но именно благодаря полученным навыкам, мы все же дошли до Фишта.

 

КАК УБЕЖАТЬ ОТ ЛАВИНЫ

День второй. Утро. Теперь нам предстояло научиться делать развороты на склоне. Причем, как при езде вверх, так и вниз. Думаете, пустячок? Отнюдь. Потерпев в освоении этих фигур высшего пилотажа часа полтора, что-то похоже на изменение траектории мы освоили. Как это может приходиться в жизни снегоходного райдера? На наших глазах один из адыгейских аборигенов на своем горняке поехал брать штурмом довольно приличный склон. Неожиданно срывается лавина, считанные секунды – и он вместе со снегоходом погребен под снежной массой. Но во-время сориентировавшись, пилот резко развернул машину и в полный газ ушел от лавины. И ведь, действительно, не сумей так быстро и технично изменить вектор своего движения, трагедии было не миновать.

Несколько дней в поларисовской школе горного катания окончательно убедили и меня, что мало купить горный снегоход. Нужно на нем научиться технично и безопасно ездить.