Сразу замечу, что я немного оговорился, сказав про степные дороги Волгоградской области. Здесь гонщиков ожидали весьма коварные «песочницы» и возможность посетить уникальное пустынное место – Арчединско–Донские пески, которые образовались еще в ледниковый период. Местный ландшафт таил немало сюрпризов не только для гонщиков, но и любого человека, который решится здесь пройти. Например, для снимавших гонку журналистов. Представьте себе, как хорошо утрамбованный песчаник неожиданно сменяется зыбучими песками, в которых нога проваливается до колена. Причем в самых неожиданных местах. Но это если идти пешком. А если на огромной скорости нестись на многотонных машинах, то даже на накатанном месте болид может внезапно завязнуть. И вытащить аппарат не представляется возможным: сенд-траки помогут лишь сделать прыжок до очередной ловушки! И это при том, что организаторы предложили иезуитский гоночный маршрут.
Классического пролога на Бахе «Великая Степь-Дон» не было. В первый день гонки извилистые дороги первого спецучастка (282 км) сменились коварным песчаником спецучастка №2 (146 км). А на следующий гоночный день характер покрытия резко изменился. Это были твердые «грунтовки», на которых нужно было развить максимальную скорость и параллельно найти нужный маршрут в лабиринте степных дорог. В результате за два дня пришлось одолеть около 800 изуверских километров. Мало того, пройти на полном пределе сил, ибо здесь определялись чемпионы страны по итогам годового зачета. В результате гонка принесла самые неожиданные результаты, сильно попортив расчеты аналитиков.
Например, несмотря на прогнозы, пришлось подвинуться финскому экипажу Йоуни Ампуйя и Марку Хурскайнену. Страсти кипели во всю: неужели чемпионами России станет иностранный экипаж? В результате первое место занял экипаж команды «Пэк» Евгений Фирсов/Вадим Филатов, сдвинув иностранцев на второе место. К слову, весь этот гоночный сезон был для финнов сплошными «прыжками». Причем не только на гоночной трассе, но и в турнирной таблице: то они оказывались в лидерах, то «пролетали». Тем не менее, за свои упорство и профессионализм они добились заслуженного уважения не только у болельщиков, но и у конкурентов.
![](https://www.avtovzglyad.ru/upload/entities/2024/01/29/00/slideshowImages/image/97/74/dd/a0/60d8bff511783e94d9e64988f2b02383.jpg)
Подобных «выяснений отношений» на финальном этапе чемпионата было не мало, и описывать их можно бесконечно. Но перейдем к главной интриге – масштабному – длиною в год – поединку двух заводских команд: «КамАЗ-Мастер» и «ГАЗ Рейд Спорт». Напомним, что в российском зачете у камазовцев уже давно не было конкурентов. Белорусы–мазовцы были показательно разгромлены, и внедорожному люду стало скучно. Конечно, интересно смотреть на прыгающие болиды «Синей армады», но ощущения борьбы не наблюдалось – скорее показательные заезды, а не накал страстей. И тут неожиданно выясняется, что по результатам прошедших этапов в лидеры зачета тихой сапой выбились, подвинув камазистов, нижегородцы! Это был настоящий фурор. Тем более, что в ралли–рейдовой тусовке гоночный «Садко» уже успел получить обидное прозвище «Хлебовозка», и его появление на гоночной трассе каждый раз сопровождалось шуточками. Да, автомобиль не отличался скоростью, однако медленно, но верно брал гоночную дистанцию. Так же неторопливо он продвигался и по турнирной таблице. Тем временем в арсенале команды появился «Газон NEXT». Причем появился еще до того, как новое поколение газовских среднетонажных грузовиков было представлено общественности и поступило в продажу. Можно сказать, что премьера этого грузовика состоялась на гоночной трассе, а не в автосалоне. Этот аппарат гораздо резвее «Садко», и можно воочию наблюдать, как по скоростным показателям он зачастую не уступает КамАЗам. Эти метаморфозы газовской техники поневоле заставляют задуматься…
![](https://www.avtovzglyad.ru/upload/entities/2024/01/29/00/slideshowImages/image/83/ec/39/8e/a5f465999f968971885025d2f87037ef.jpg)
Как уже рассказывал портал «АвтоВзгляд», «разборку» команд прогнозировали на предыдущем, пятом этапе чемпионата в Ульяновске. Но «Камаз-Мастер» туда не явился, вызвав очередную волну сплетен и домыслов. Интригу лучше всех обрисовал руководитель «Камаз-Мастера» Владимир Чагин:
– Мне очень приятно, что в чемпионате страны у нас появился достойный соперник. Команда ГАЗа быстро прогрессирует, что делает борьбу во много раз интереснее. Так получилось, что в зачете грузовиков лидирует экипаж, выступающий на автомобиле ГАЗ – это вносит достойную интригу в главное первенство страны. Не секрет, что 50% успеха на гонке зависит от экипажа, а остальные 50% – от машины. Конечно же, «Газоны» слабее КамАЗов, но бывает, что автомобили ломаются... Думаю, нас всех ждет интересное ралли...
Последняя фраза подтвердилась полностью: КамАЗ буквально «рвал и метал». Вплоть до того, что подарил журналистам, не побоюсь делать громких заявлений, лучший кадр этого гоночного сезона. Экипаж Дмитрия Сотникова решил резануть очередной крутой спуск и... Многотонная махина нырнула с обрыва и встала на кабину. Такого еще не видели! Что испытали при этом пилот, штурман и механик, трудно передать словами. Потом шутили, что смогли разглядеть всех жучков и других мелких обитателей степи. Слава Богу, все остались живы и даже не покалечились – все-таки у гоночных аппаратов техника безопасности превыше всего – спас мощный каркас. Другой вопрос, как выбираться из стоящего на кабине «свечкой» многотонной махины, которая в любой момент может качнуться, и нельзя просчитать в какую сторону. Выбрались. Мало того, залезли на «свечку», закрепили трос и сдернули на землю другим КамАЗом, но нана следующий день экипаж все же сошел с дистанции. Тем временем камазовский экипаж Сергея Куприянова влетел в дерево и лишился лобового стекла, фары и угла бампера. В память об этом столкновении осталась торчащая из кабины ветка.
![](https://www.avtovzglyad.ru/upload/entities/2024/01/29/00/slideshowImages/image/31/e6/86/10/a57dac067d7760a96cb1cd736ebf9905.jpg)
Тем временем «Газон NEXT» Болеслава Левицкого и Александра Обухова рвался на подиум более грамотно: держался равномерного темпа и лишний раз не лихачил. Тем не менее, газовцам гонка далась нелегко: на последнем заезде вышел из строя гидроусилитель руля. Причем почти в самом начале трудного пути. Изнеженный городской водитель может думать, что ничего страшного в этом нет, можно ехать и так. Так он может думать до тех пор, пока не окажется за рулем многотонной махины, которая несется по пересеченной местности далеко за сотню… Я своими глазами видел финиш этого экипажа. Когда грузовик остановился, Болеслав долго не мог выйти из кабины. Более того, не мог разжать крепко сжимающие руль пальцы. В результате – третье место в грузовом зачете. Это было настоящей бомбой! Всесильным и великим КамАЗам пришлось подвинуться. Плюс к этому – прогнозируется второе место по результатам чемпионата в категории Т4. Также Болеслав Левицкий занял второе место среди пилотов, а Александр Обухов – третье среди штурманов. Наконец–то пришлось признать, что «погонщики хлебовозок» на многое способны и могут быть совсем не меланхоличны.
...Сезон-2015 российских ралли-рейдов закончился, но борьба продолжается. Впереди мировые гонки «Африка Эко Рейс» и «Дакар», на которые попадут далеко не все российские гонщики. А также «Шелковый путь» в июле следующего года, к которому команды начинают готовиться уже сейчас. Но до него начнутся новые этапы чемпионата страны, а значит – новая борьба, интриги и бескрайние гоночные трассы. А чтобы читатели «АвтоВзгляда» смогли полностью насладиться прошедшим гоночным годом, в следующей статье мы расскажем о той стороне ралли-рейдов, которую никогда не увидишь в СМИ – застрявших гоночных болидах, ночных хождениях по холодной пустыне, голоде, жажде и пользе умения работать лопатой.