40129

Эволюция: Генри Форд и клубок противоречий

Гений, одержимый новатор, эффективный менеджер и раскаявшийся фашист
Одаренные люди не могут быть хоть сколько-нибудь однозначными. Тем более разносторонне одаренные. Особенно те, кто уверовал в свой гений, дополнив и без того внушительный список своих недостатков еще и тщеславием. Но умаляет ли это гения?
Поделиться
Изображение Эволюция: Генри Форд и клубок противоречий

Если человек, например, успешен в бизнесе, вы можете быть уверены, что он, не раздумывая, пройдет по головам, в том числе и по вашей. Технический гений? Это значит, что вы никогда не сможете убедить его в том, что он не прав, даже если он своими действиями он разорит миллион человек. А новатор — это шило в заднице. Он отбросит любого, кто будет ему мешать, ибо хороший человек, как известно, — не профессия. Проблема в том, что когда это все концентрируется в одной голове, вам остается либо всецело довериться этому человеку, либо бежать от него подальше.

«Сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически»

Сто лет назад Форд запустил первый конвейер — вещь, без которой автомобиль просто не стал бы автомобилем. Этому предшествовали почти 20-летний опыт разработки и создания самодвижущихся колясок, а также разорение двух созданных им компаний — Detroit Motor Company и Henry Ford Company. Однако 1913 год все же стал одной из главных вех в истории автомобилестроения, которая сделала машину доступной, а, значит, популярной.

«Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются»

Разумеется, конвейер — не на все сто процентов заслуга Генри Форда. Скажем так, в этом деле ему очень помог человек, который в свое время оставил его не у дел в Henry Ford Company — Генри Лиланд, который ввел такое понятие, как стандартизация и взаимозаменяемость запчастей. Форд, очевидно, тоже пришел бы к этому, но Лиланд сделал это первым, что, впрочем, ничуть не повлияло на их взаимоотношения, так как в последствии он просто выкинул престарелого инженера и из Lincoln, и из бизнеса.

«Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм — это основа любого прогресса»

Это одна из ярчайших иллюстраций того, насколько жестким человеком был легендарный автопромышленник. Однако его жесткость распространялась не только на конкурентов. Форд, кроме того, слыл еще и ярым антисемитом. В частности в 20-х годах он спонсировал деятельность профашистских организаций в Америке, открыто демонстрировал свои взгляды на страницах собственной газеты Dearborn Independent, а позже издал книгу «Мировое еврейство» и сборник материалов «Еврейская деятельность в Америке». Это случилось еще до появления «Майн Кампф». Гитлер вообще считал Форда своим духовным соратником и отчасти даже вдохновителем. Позже, спустя несколько месяцев после аншлюса Австрии он наградит 75-летнего промышленника Большим крестом Немецкого орла, а его портрет повесит в своем кабинете.

«Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор»

Впрочем, Форд поддерживал нацистов не только словами, но и делом. В 30-е он поздравлял фюрера с днем рожденья не только письмом, но и чеком на 50 тысяч рейхсмарок, поставлял фашистам военную технику (его заводы не были национализированы), помогал добывать ресурсы. Впоследствии, кстати, сей факт весьма озадачил союзников, высадившихся в Нормандии.

«Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!»

Общественная деятельность Форда, разумеется, влияла на его бизнес. Евреи еще в середине 20-х объявляли бойкот автомобилям его компании, вынудив промышленника покаяться и принести публичные извинения. Мало того, ему пришлось сделать это дважды — под давлением Рузвельта, он повторно принес извинения за свои взгляды уже в канун начала Второй мировой.

Но бизнес — есть бизнес, в течение всей войны он продолжал поставлять автомобили для нужд Вермахта, притом не только в Германии, но и в Алжире.

«Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу»

Кроме того, доподлинно известно, что параллельно он отказал союзникам в переориентации своего завода в Пуасси под выпуск авиационных двигателей. Ходят слухи, что Форд все же раскаялся в своем выборе, но случилось это уже после войны, перед самой его смертью, после того, как Генри показали фильм о зверствах фашистов в «лагерях смерти». И это в очередной раз доказывает, что он не был ярым мизантропом. Просто фашизм в тот момент в большей степени соответствовал его мировоззрению, нежели любая другая идеологическая платформа.

«Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей»

Дело в том, что Форда трудно назвать безжалостным эксплуататором. Его одержимость идеей создания дешевого автомобиля — лишь часть его идеологии, которая, очевидно, вела его к процветанию. Но в его голове родилась не менее революционная по тем временам идея — превратить простого рабочего из наемника в соучастника своего бизнеса. И конвейер, запущенный в 1913 году на заводе «Ford Motor Company» в Хайленд-Парк был частью сего глобального замысла.

«Гораздо чаще люди сдаются, чем терпят поражение»

Во-первых, его появление позволило упростить сборку модели Ford T, конструкция которой насчитывала около трёх тысяч деталей. Процесс сборки был разделён на 84 отдельные операции, выполнявшиеся группами рабочих по мере того, как автомобильное шасси перемещалось вдоль линии с помощью троса. Время на сборку одного автомобиля сократилось с 12 часов до примерно 90 минут. К 1927 году с заводских конвейеров каждые 24 секунды сходил один новый Ford T. Во-вторых, благодаря сокращению затрат, времени сборки и трудоемкости, к 1927 году стоимость машины сократилась с 850 до 300 долларов.

«Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения»

Таким образом, машину могли себе позволить не только состоятельные клиенты, но и люди со средним доходом. В итоге, уже через два года после пуска «ленты», на заводе Ford поставили на колеса 300 000 экземпляров model Т, все остальные производители того времени, коих насчитывалось около трехсот, собрали на всех лишь 280 000 машин, то есть Форд заполнил больше половины рынка, превратив автомобиль из атрибута роскоши в средство передвижения.

«Качество — это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит»

В следующем, 1914 году, он повысил минимальный уровень оплаты труда до 5 долларов в день (примерно в два раза больше, чем в среднем по отрасли), позволив, таким образом, своим сотрудникам покупать производимую ими же продукцию. Таким образом, он опять убил двух зайцев. Во-первых, повысил уровень лояльности, заставив рабочих дорожить своим местом, практически до нуля сократив утечку квалицированных кадров, а также увеличив приток обученных рабочих извне. Во-вторых, повысив таким образом уровень ответственности и, как следствие, качество продукции, поскольку каждый собранный отдельным рабочим автомобиль, теоретически мог достаться ему же.

«Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять»

Вот, что было главной революцией в автомобилестроении. Апофеозом же стало введение на предприятиях Ford оплачиваемого отпуска, 8-часовой смены и 6-дневной рабочей недели. Иными словами, Форд был тем человеком, который придумал каникулы выходной, кроме того, он стал первым поощрять непьющих и некурящих сотрудников.

Кстати, помните классическую фразу Форда: «автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет — черный». На этом он чуть не погорел. Конкуренты не спали, гладя на успехи Ford Motor Company и на то, как их лучшие рабочие и инжерены уходят к конкуренту. Постепенно они приняли на вооружение и конвейерную сборку и программы социального обеспечения, и к 1927 году оказалось, что их машины продаются лучше безальтернативно черного Ford T. Многие поспешили сплясать на развалинах империи Форда, но он опять обскакал всех. Уволив большую часть сотрудников, он сам разработал новый Ford A, который вновь вернул го на Олимп.

«Размышления о будущем, желание сделать больше, приводят ум в такое состояние, когда кажется, что нет ничего невозможного»

В 30-х Форд передает бразды правления компанией своему сыну и с головой «окунается в политику», но в 1943-м после смерти потомка ненадолго возвращается в бизнес, но вскоре отдает компанию внуку — Генри Форду II. Умер Генри Форд в 1947-м году от инсульта в возрасте 83 лет, являясь не просто одним из самых богатых людей на планете, но еще и самым крупным промышленником первой половины ХХ века.

Однако, самую лучшую характеристику он дал самому себе в одном из своих высказываний: «основная задача каждого человека — найти свою искру индивидуальности и не давать ей погаснуть — это ваше единственное подлинное основание для того, чтобы играть важную роль».