11278

Как снизить расценки за проезд по платным дорогам

Российские «платники» на пятьдесят процентов дороже европейских
Дорожная инфраструктура в России постепенно развивается и выходит на новый уровень качества, но вместе с этим растут и тарифы на платных трассах. Многие водители не хотят ездить по таким дорогам, считая, что это будет лишними расходами в бюджете. Но при этом, чем меньше трафик на платных трассах, тем выше тарифы, а чтобы их снизить, необходимо увеличить транспортный поток на дорогах. И никакого парадокса, как выяснил портал «АвтоВзгляд», здесь нет…
Поделиться
Изображение Как снизить расценки за проезд по платным дорогам

Платные участки дорог составляют 1−2% всей автомобильной сети мира. В России плата взимается в зонах 8 федеральных и региональных автострад, общая протяженность которых составляет 740 км, то есть 5,3% российских трасс. Несмотря на это, количество платных дорожных участков в России значительно меньше, чем в США, Франции и Белоруссии. Первая платная автострада в нашей стране была открыта в 1999 году в Липецкой области на трассе М4 «Дон».

За три года стоимость проезда по платным участкам федеральных и региональных дорог для владельцев легковых авто выросли в среднем на 42,8% и на 52% стали выше европейских расценок.

На тот момент тарифы на платных дорогах были на уровне европейских, составляли в среднем 1,5 руб/км. К 2013 году сеть автомобильных трасс с платными участками расширилась, стоимость проезда стала отличаться от европейских расценок, и на каждой магистрали были установлены свои тарифы. В 2013 году на автотрассе М4 средняя цена проезда по платным дорогам для водителей легковых автомобилей составляла 1,3 руб/км, на трассе М1 «Беларусь» — 5 руб/км. На сегодняшний день средняя стоимость проезда на автостраде М1 составляет 10,8 руб/км, на М11 «Москва-Санкт-Петербург» — 3,2 руб/км, на трассе М4 — 1,9 руб/км.

Фото Александр Ростарчук

За счет платных автострад транспортный поток распределяется равномернее, снижается нагрузка на основные федеральные трассы. Особенно актуально строительство платных дорог, проходящих в обход больших городов, это помогает грузоперевозчикам избежать пробок и снижает риск разрушения дорожного покрытия в городской черте от проезда фур и других тяжеловесных грузовых машин. Основные преимущества платных автострад заключаются в удобстве езды и хорошем сервисе.

В России основнаяпричина роста тарифов на платных трассах — это индексация среднего тарифа, определенного компаниями-концессионерами еще в 2007 году, и инфляция, которая на него повлияла.

Во-первых, на таких трассах дорожное покрытие всегда лучшего качества, чем на федеральных дорогах. Кроме того, развитая инфраструктура одно из важных достоинств платных автострад. На каждом дорожном участке есть станции технического обслуживания, заправочные станции, службы эвакуации, а также пункты питания, мотели и т. д. Во-вторых, на платных дорогах отсутствуют заторы и пробки, что является главным преимуществом таких автотрасс. Однако недостатком платных участков на магистралях всегда остаются высокие тарифы, которые с 2013 года выросли практически в два раза. Факторы, влияющие на тарифы на платных дорогах — это инфляция, экономика региона, пропускная способность и трафик на трассах, строительство новых автострад и условия концессионного соглашения, на которых основана деятельность всех операторов платных дорог.

Фото Александр Ростарчук

В 2007 году предельный тариф на проезд на платных участках дорог составлял 4,25 руб/км. С учетом инфляции за 2008−2016 года, индекс был пересчитан и сегодня составляет около 10 руб/км. В пределах этой цифры операторы дорог могут устанавливать свои тарифы на проезд. Примечательно, что в 2010 году российский президент принял Постановление Правительства РФ № 18 от 19.01.2010, где указывается, что размер тарифов на платных автострадах определяют дорожные операторы, а методику расчета и максимальный тариф утверждают местные и региональные власти.

Тарификация на платных дорогах зависит и от расходов на строительство новых трасс и ремонт уже имеющихся.

Средний размер инвестиций, необходимых для прокладки 1 км. дорожного покрытия составляет 1,7 млрд руб. Например, на строительство платного участка на магистрали М11 протяженностью 43 км потребовалось 72 млрд Руб. Из них только 31,9% финансировано государством. Основной фактор, влияющий на снижение тарифов — это высокая пропускная способность автотрассы. Примером этому служит магистраль М4, на протяженности которой более 15 платных дорожных участков. Основная загруженность автострады приходится на летний период, так как трасса М4 «Дон» проходит через Черноморское побережье Кавказа, Краснодарский край, Крым. За счет этого финансирование дорожной сети повышается. Поэтому средняя стоимость проезда на платных участках на трассе М4 сегодня составляет всего 1,9 руб/км. На других автомагистралях загрузка значительно ниже, соответственно — тарифы выше.

Фото Александр Ростарчук

У каждой платной трассы всегда есть альтернатива — бесплатные федеральные дороги. Водитель может выбрать любой из двух вариантов. Более того, для сокращения расходов тех, кто вынужден часто пользоваться платными трассами, и повышения эффективности дорожной сети на всех платных участках действуют системы скидок. Для удобства проезда автомобилисты могут использовать транспондеры — электронные устройства для бесконтактного взаимодействия с пунктами взимания платы. К 2017 году будет запущена платформа оплаты проезда с одного устройства, позволяющая использовать один транспондер на всех автомагистралях. На данный момент в Московской области строится еще одна новая платная дорога — Центральная кольцевая автомобильная дорога, которая будет открыта к 2022 году. То есть — опять платить ради комфортного перемещения в пространстве. И опять большие деньги? А вот тут возможны варианты.

Если автомобилисты продолжат активно пользоваться платными автострадами, финансирование дорог вырастет, что приведет к снижению тарифов на проезд, как это наблюдается сейчас на автомагистрали М4 «Дон».

Для решения этой проблемы, во-первых, необходимо пересмотреть условия концессионного соглашения и пересчитать индексы 9-летней давности, неактуальные на сегодняшний день. Во-вторых, строить новые платные дороги только там, где это действительно необходимо, чтобы снизить высокие нагрузки на федеральные трассы.