Небывалое число водил — любителей езды подшофе — наблюдается в последнее время на российских дорогах. По статистике, каждое шестое дорожно-транспортное происшествие с тяжелыми последствиями происходит именно по вине нетрезвого шофера. Иными словами, вокруг законопослушных автомобилистов кишат, словно голодные акулы, пьяные водители — потенциальные убийцы.
В большинстве стран мира управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения считается самым тяжким нарушением ПДД. К примеру, в США, если водитель попался за рулем под “мухой”, его наказывают баснословным (даже по американским меркам) штрафом, а автомобиль продают с молотка. Вырученные средства, как понимаете, идут в государственную казну. Италия в этом отношении пошла еще дальше — злостных водителей-пьяниц сажают за решетку на полгода!
И теперь судите сами, насколько наша Отчизна в законодательном плане отстала от развитых стран. Водителю за управление авто в подпитии по действующему Кодексу грозит штраф всего-то в 1000, максимум — в 2000 рублей. Согласитесь, по нынешним меркам не так уж и много. КоАП предусматривает, конечно, и более серьезную меру административного воздействия — лишение “прав” на год, однако судьи к такому наказанию прибегают крайне редко (в одном случае из двадцати). В итоге ощущение полной безнаказанности приводит к тому, что на дорогах гибнут невинные люди. В какую серьезную проблему вылилось законодательное снисхождение к алкашам за рулем, показала недавняя внеплановая операция ГУ ГИБДД МВД России в Москве и Московской области по отлову поддатой шоферни. Корреспонденты “МКмобиля” приняли в ней активное участие.
Развод в отделе ГАИ Северо-Западного округа столицы начался ровно в 16.00. Каждому экипажу на руки выдали подробную карту места дежурства (помимо инспекторов ДПС Северо-Запада на операцию согнали гаишников чуть ли не со всех округов Москвы и даже дали на усиление Батальон особого назначения ГУ ГИБДД МВД России, поэтому ориентироваться на местности без карты для многих служивых было бы крайне проблематично).
Корреспондент “МКмобиля” попал в экипаж взвода розыска Отдельного батальона ДПС ГИБДД СЗАО. Сергей Прокудин и Алексей Кондаков спокойно приняли меня в свой коллектив, и на патрульном Chevrolet мы отправились на место боевого дежурства.
Все время, пока ехали до перекрестка улицы Свободы с Лодочной (место нашей дислокации), Сергей методично простукивал по ноутбуку впереди идущие автомобили. Встав на “точку”, патрульные взяли в руки полосатые жезлы и, доверительно поручив мне компьютер, отправились на отлов пьяниц. Нам упорно не везло. И лишь на третьем часу подфартило — водитель “сорок первого” решил выпендриться и проехать перекресток на красный свет.
— Наш клиент! Наверняка “бахус” (пьяный водитель. — Ред.), — предположил Алексей. — Разве придет в голову трезвому человеку проехать столь оживленный даже ночью перекресток на запрещающий сигнал светофора?!
Пока его напарник проверял документы нарушителя, Алексей достал алконометр (прибор наподобие трубочки для “продувки”, только в рот ничего брать не надо).
— Вы что, собираетесь его “продувать” вот этим? — недоумеваю я. — По-моему, проводить медосвидетельствование на состояние алкогольного опьянения должны врачи...
— Все правильно, — подтвердил инспектор. — Но прежде чем везти к врачам, мы проверяем его этим алконометром. Часто бывало так, что мы везли водителя на “продувку”, а медики говорили, что он трезв, хотя и есть запах алкоголя. За ночь подобных холостых разъездов было по пять-шесть, а с этим чудом техники мы больше не катаемся понапрасну.
В гаишную машину присел водитель “Москвича”. На вид — трезвый.
— Что ж нарушаете, товарищ водитель? — начал Алексей.
— Да вот призадумался малек...
— Дыхните на этот приборчик.
Водитель дыхнул на алконометр что было мочи, но прибор остался непоколебим.
— Впредь будьте внимательней, — посоветовал инспектор и отдал водителю документы. Тот даже опешил от такой гаишной благожелательности.
— Надо бы сменить местечко, — предложил Сергей. — Трудно тут работать — перекресток большой, кого надо — не выцепишь.
О своем намерении сообщили дежурному и, получив добро, облюбовали новое место. Но на дворе уже далеко за полночь, а пойманных пьяниц на счету нашего экипажа, увы, все не было. Патрулировали около злачных мест, но все впустую. Наш экипаж за все дежурство не поймал ни одного пьяницу, однако мы стали свидетелями того, как коллеги задержали автомобиль крупного милицейского чина. Фишка в том, что машина находилась в розыске по базе Интерпола, а от самого милиционера сильно разило спиртным. Более того, пойманный полковник вел себя очень нагло, угрожал своим “обидчикам” большими связями, но в ту ночь столичная ГИБДД к нетрезвым водителям (независимо от их ранга и связей) была неумолима. И поймала почти втрое больше любителей езды во хмелю, чем в обычные дни.
Такая же охота на нетрезвых водил проходила и в Подмосковье.
17.00. Холодно и мерзко. На парковочной стоянке перед новеньким зданием Подольского ГИБДД более полусотни патрульных машин, суетится толпа в светоотражающих жилетах ДПС. Чей-то голос зычно отдает команду построиться. Через минуту к правому краю шеренги подкатывает джип Mercedes. Неровный строй гаишников замирает — приехал главный гаишник страны Виктор Кирьянов.
По правилам военных разводов, о полной готовности к проведению операции ему доложил начальник ГИБДД Московской области полковник милиции Сергей Сергеев. Высокие чины не стали мучить личный состав дотошными инструкциями, просто попросили беречь себя. И напомнили, что цель операции — не только выявление пьяных водителей, но и обнаружение автомобилей, находящихся в розыске, проверка авто на предмет наличия страхового полиса, оружия, наркотиков и т.д. и т.п. Когда прозвучала команда: “По машинам!”, генерал Кирьянов согласился ответить на вопросы журналистов. Опустим общие и по своей сути правильные слова начальника ГИБДД РФ. Всем и так понятно, что пьяных водителей надо отлавливать, как бешеных собак, а угонщиков задерживать с поличным. Стоит лишь отметить, что Виктор Николаевич настроен крайне жестко ко всем нарушителям Правил дорожного движения и правопорядка. Самое же интересное началось дальше.
Оседлав своих “железных коней”, 45 экипажей ДПС и целый взвод кинологов разъехались по местам патрулирования. Последним со стоянки выехал Mercedes начальника ГИБДД. И буквально через десять минут по рации проходит информация о задержании первого пьяного за рулем. До журналистов, которых вывезли для наглядной демонстрации работы инспекторов на стационарный пост-пикет на Симферопольском шоссе, вмиг доходит слух, что, дескать, первого нетрезвого водилу взял сам Кирьянов. Естественно, никто в это не поверил, к слуху отнеслись как к шутке.
Однако минут через 15 к журналистской братии приехал сам виновник “шутки” и, весьма довольный собой, подтвердил информацию о личном участии в задержании пьяного водителя в центре Подольска на улице Кирова. Там перед автомобилем начальников замаячила старенькая Toyota Corolla. Иномарка привлекла внимание тем, что ехала по разделительной полосе и, виляя, выезжала то на встречную полосу, то вновь вклинивалась в попутный поток. Для начала милиционеры “крякнули” спецсигналами, “посемафорили” проблесковой “люстрой”, для порядка ругнулись в “матюгальник”, приказав водителю иномарки прижаться к обочине и остановиться. Реакция нулевая. Пришлось водителю Кирьянова немного попотеть и, рискуя раздолбать служебный джип, заблокировать непокорную Toyota. Пообщаться с нарушителем вышли оба начальника. Обилие звезд и форменные брюки с лампасами на водителя иномарки не произвели никакого впечатления. Он был невменяем, то есть вдрызг пьяный, и вообще не соображал, что, собственно, происходит. То, что он не протаранил милицейский джип, вовремя нажав на тормоз, просто удивительно.
В кабинет наркологов водителя Toyota пришлось тащить чуть ли не волоком. Судя по всему, пристальное внимание журналистов к задержанному подействовало на его организм отрезвляюще, и, вынырнув из алкогольной комы, он начал “качать права”, поставив вопрос ребром: с какой стати его притащили к медикам и просят подуть в какую-то трубку, почему докучают какими-то гнусными расспросами. Он, мол, спокойно празднует свое тридцатипятилетие на даче и не понимает, зачем его выдернули из-за стола. Короче, категорически открещивался от факта нахождения за рулем.
В крайнем случае — шел пешком, и точка. В завершение юбиляр пригрозил всем пожаловаться губернатору Громову и спросить со всех, за что он проливал свою кровь в Афгане.
А затем врачи забыли о перекурах — очередь из нетрезвых водил все росла. Народ подбирался пестрый: компания отвязных молодых парней, субтильная дамочка и даже советник прокурора Климовского района. За последним инспекторам ДПС пришлось немного погоняться. Ответственный работник на своем BMW 750 попытался скрыться от гаишников. Когда же “бумер” прижали к обочине, его владелец стал размахивать прокурорской ксивой. Но в эту ночь менты были бескомпромиссны. Уже ближе к полуночи гаишники задержали Jeep Cherokee с госномерами от 412-го “Москвича”. Водитель Cherokee предъявил какое-то странное удостоверение, похожее на милицейскую “корочку”. Не помогло.
...Вообще результаты рейда наглядно продемонстрировали, что такие акции в нашей криминальной и просто расхлябанной стране должны проводиться непрерывно, изо дня в день, тогда преступлений станет меньше (в ходе операции выявлено
5 автомобилей, перевозящих наркотики, 1 машина была начинена стрелковым оружием, задержаны 7 граждан, числящихся в федеральном розыске)
и пьяных аварий поубавится. В обычные дни на дорогах Подмосковья инспектора ДПС отлавливают более 150 водителей, управляющих авто в нетрезвом виде. В этом же рейде их набралось почти вдвое больше (и милицейский “гребень” во время подобных акций больно частый, и взяток никто не берет). Короче говоря, вывод неутешительный: в обычные дни добропорядочных граждан окружают на дорогах потенциальные убийцы — мины замедленного действия. Понятно, что на частые крупномасштабные операции сил у силовиков не хватит, выход здесь только один — настолько ужесточать наказания за подобные правонарушения, чтобы и в жутчайшем алкогольном забытьи у последнего алкаша не возникало желания сесть за руль.