Столько брани, что доводится слышать в свой адрес дорожным инспекторам, не достается, наверное, никому другому. Они и взяточники, и “оборотни в погонах”, и “где гаишник, там и пробка”.
Впрочем, упразднения дорожной автоинспекции никто не желает, все понимают, какой беспредел и бардак начнется, когда исчезнет с дороги человек с полосатой палкой. Насколько легко махать жезлом под палящим солнцем, корреспонденты “МК” поехали выяснять в Одинцовский район, в 10-й спецбатальон ДПС УГИБДД Московской области.
Федеральная трасса М1 — Минское шоссе, которое обслуживает 10-й батальон, — ворота в Европу. Одна из сложностей направления — большой грузопассажирский поток. Законы и штрафы в соседней Белоруссии, через которую проходит трасса в сторону Польши, очень суровы по сравнению с российскими. Поэтому вырвавшиеся на подмосковные просторы жители сопредельного государства лихачат как хотят: скорость превышают, выезжают на встречку и запрещающий сигнал светофора. Аварии с участием зарубежных гостей здесь не редкость.
Вторая сложность — направление престижное у москвичей, здесь много дач и домов отдыха. Из-за этого интенсивность движения составляет до 100 тысяч автомобилей в сутки, в выходные эта цифра значительно увеличивается. Дорога перегружена с лихвой, а современных многоуровневых развязок мало.
— В пятницу, воскресенье, предпраздничные дни, чтобы увеличить пропускную способность шоссе, мы привлекаем дополнительные силы, — рассказал заместитель командира батальона Константин Берендин. — Выставляем их на перекрестки, поскольку каждое примыкание к трассе дает скопление автотранспорта. Они осуществляют регулирование, работу светофоров в ручном режиме.
В минувший воскресный день, когда корреспонденты “МК” вышли на трассу вместе с автоинспекторами, в усиление вышли пять сотрудников батальона. Работы — невпроворот. На ближайшем перекрестке Минского шоссе и дороги А-107 Малой московской кольцевой автодороги “хвост” вытянулся в столицу — конца и края не видно. Там инспектор уже весь мокрый от пота — надо, чтобы поток шел беспрепятственно.
Зато в обратную сторону трасса пуста, поэтому народ не стесняется. Миновав пост ДПС на 45-м километре, автомобили разгоняются до 120. Со старшим инспектором ДПС Олегом Колчиным отправляемся в скрытое патрулирование на 47-й километр в населенный пункт Голицыно. На его служебной черной девятке нет никаких опознавательных знаков, только милицейские номера. Поэтому шоферская солидарность — подморгнуть дальним светом встречному авто — не работает. У инспектора должно быть техническое средство, с помощью которого замеряют скорость. Сейчас, как правило, это прибор видеофиксации, который передает картинку с номером нарушителя на ноутбук.
“Виноват, не заметил знак”, — стандартное объяснение задержанных. Заметим, нарушает каждый второй. В основном это превышения скорости небольшие, 10—30 километров — штраф за это 100 рублей. За полчаса мы оформили протоколы на трех нарушителей и проверили документы у 7 водителей, в том числе у... работника ГИБДД на личном автомобиле.
— На службе мы ни для кого не делаем различий, — улыбается старший лейтенант Колчин.
— Ограничение скорости в 60 километров на этом участке не прихоть, — объяснил Берендин. — В случае наезда на пешехода при такой скорости у него остаются шансы выжить. Кроме того, эта скорость гарантирует оптимальную пропускную способность машин на определенном участке дороги.
Однако по Минке некоторые асы “летают” и 150, и 170 километров в час. “Гонщики”, как правило, в законе — почти все с “ксивами”. Это одна из больших проблем инспекторов — “слуги народа” имеют неприкосновенность и административному воздействию не подвергаются. А Одинцовский район — место элитное, и “слуг” здесь много…
Въезжаем в поселок Ликино и сразу видим результат несоблюдения скоростного режима. Лихость, что называется, “налицо”. Из придорожной канавы задним бампером кверху торчит “Ниссан Альмера”. Компании молодых людей повезло — приземление оказалось мягким, в траву. Она и погасила удар, не сработала даже подушка безопасности, да и машина особо не пострадала: разбит бампер и оторван подкрылок. Хозяйка говорит, что не справилась с управлением, входя в поворот на заправку. Инспектора считают, что виновата высокая скорость и не менее высокие каблуки водителя.
Место здесь аварийное, плюс еще нерегулируемый перекресток. По словам Константина Берендина — идеальный случай, когда потоки не пересекаются и находятся на разных уровнях. Надземный пешеходный переход, установленный в Баковке, уменьшил в разы количество наездов на людей. А поставленный посередине Минки осевой разделительный барьер с 22-го по 27-й километр исключил выезды на встречку и лобовые столкновения. Кстати, по СНИПу, принятому еще в СССР, подобной разделительной осью должна быть оборудована вся Минка. Но здесь финансы поют романсы — у дорожников не хватает денег на разделительные барьеры.
…“Альмеру” погрузили на эвакуатор, а мы едем на Можайское шоссе — это вторая крупная трасса в ведении “десятки”. Старая Смоленская дорога проходит через город Одинцово и дальше петляет по селам и деревушкам — здесь большое число наездов на пешеходов. Автотранспорт не останавливается перед переходами, а пешеходы пересекают трассу в неположенном месте. Темнота — не друг. Во многих населенных пунктах наружное освещение появилось только в этом году, зачастую водитель просто не в состоянии разглядеть человека на дороге. Только в одном Лесном Городке на Минском шоссе за этот год совершено 5 наездов на пешеходов, а ведь здесь есть подземный переход. Ну лень нашим гражданам пройти триста метров для своей безопасности.
— Есть некоторые особенности психологии человека, — считает Берендин. — Если светофор не переключается в течение двух минут на разрешающий сигнал, пешеход считает, что тот сломан, и, не дожидаясь, идет на красный.
С началом дачного сезона немало проблем жителям Подмосковья доставили и владельцы мопедов — транспортных средств с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров, которые развивают скорость менее 60 километров в час. С диким ревом гоняют подростки по улицам поселков, давя кур и пугая детей. Увы, транспортным средством “скутер” не является, управы на него нет. “Еще одна “дыра” в законодательстве”, — вздыхают инспектора.
Не так давно Департамент безопасности дорожного движения разработал рекомендации по созданию искусственных неровностей на дороге — “лежачих полицейских”. По словам начальника ГИБДД Московской области Сергея Сергеева, дело это хорошее, благодаря этим “неровностям” число аварий в населенных пунктах Подмосковья снизилось. Однако любителей в нетрезвом виде прокатиться за солью по поселку хватает.
Поэтому дежурят работники ДПС не только на трассах. В начале дежурства инспектор получает карточку патрулирования, где отмечено его индивидуальное задание, вместе с ней он получает нагрудный знак с номером. Желание составить протокол — подтверждение чистоты помыслов и законности пребывания инспектора. Так что, встретив за деревенским кустом работника ДПС, не стоит думать, что здесь он зарабатывает деньги для дома, для семьи.
А еще на территории района находится несколько торговых центров, среди них супермаркет — традиционное место угона автомобилей. На днях работникам 10-го батальона удалось в результате плана “Перехват” вернуть хозяину “Тойоту Лендкрузер-100”, угнанную от этого магазина. Поймали похитителей только в Звенигороде.
В общем, отдежурив день с работниками 10-го спецбатальона ДПС, мы пришли к выводу, что хлеб их нелегок, а в России по-прежнему две проблемы: дороги и... нарушители на дорогах. Впрочем, проблема дорог в Одинцовском районе начинает решаться. Со второй проблемой сложнее. Какой русский не любит быстрой езды?
Раньше страсть к лихачеству ограничивалась возможностями отечественных автомобилей. У нынешних “Мерседесов” и “Тойот” скорость регулируется лишь разумом владельца. По словам инспекторов, сегодня аварии стали значительно страшнее. Не спасают ни АБС, ни подушки безопасности, ни уходящий в случае удара под днище двигатель — люди гибнут ежедневно. И ежедневно выходят работники ГИБДД на дороги Подмосковья, чтобы заставить автомобилистов соблюдать правила дорожного движения и тем самым спасти их от самих себя.