8561

Старые названия для новых моделей

Сотни миллионов долларов тратят производители на рыночное продвижение своих новинок. И не всегда удачно…
«Что в имени тебе моем?..» Пушкинские строчки удивительно точно определяют причину головной боли маркетологов того или иного бренда, придумывающих название для новой модели, готовой выпорхнуть из заводских ворот.
Изображение Старые названия для новых моделей

И если автопроизводители, выпускавшие новые марки авто предыдущих поколений, уже тогда считали весьма трудным делом придумывать для них названия впечатляющие, завлекающие покупателей в автосалоны, то сейчас они рассматривают эту миссию в пределах от безнадежной до невыполнимой.

И впрямь, дело это весьма трудное. По мере того как автомаркетинг становился глобальным, оставалось все меньше слов, которые можно было бы использовать как название модели, приемлемое в сотне стран, разбросанных по всему «шарику», с абсолютно разными культурными традициями.

Именно поэтому многие автопроизводители живо откликнулись на новые тренды: сохранять старые, проверенные названия как можно дольше; использовать простые и привычные для покупателей названия, вместо того чтобы искать многосложные; переходить к буквенным и цифровым обозначениям. И если уж очень нужно, вытащить из сейфа «золотое имечко» из давнего прошлого.

Соглашаясь с тем, что найти нужное название для новой модели — задача далеко не из легких, Русс Кларк, директор по маркетингу джиэмовского бренда «Chevrolet», сетует: в 1985 году было 75 000 запатентованных названий автомобилей, а сейчас их уже 800 000! В этом году бренд потратил миллионы долларов, чтобы вывести на рынок названия трех новых марок — Sonic, Spark и Cruze. Тем самым GM послал рынку знак — после многих лет застоя этот бренд «омолодился» и обновился. И не ошибся в ожиданиях. Продажи малых и компактных моделей от «Chevrolet» выросли по сравнению с прошлым годом на 26% и на 44% по сравнению с тем, что было пять лет назад.

Однако зачастую нет ничего лучше, чем старое испытанное название на шильдике нового авто. Так, в прошлом году «Chrysler» вывел на рынок среднеразмерный седан Dodge Dart, название которого бренд успешно эксплуатировал в золотые времена огромных продаж 60-х годов минувшего века, т.е. намного раньше, чем японский автоэкспорт захлестнул и сегмент семейных седанов американского авторынка.

Вот и «Nissan» снял с запыленной полки архива брендовое название «Datsun» для моделей, предназначенных развивающимся рынкам, включая индийский и индонезийский, где хорошо помнят эту марку, популярную там в 60–70-х годах. А вот в США «Nissan» потратил в 80-х миллионы долларов на то, что бы вытравить из памяти американского клиента имя этой модели и приучить его к единой фирменной маркировке.

С культовой американской моделью Chevrolet Impala история несколько иная. Несмотря на масштабную кампанию по привлечению покупательского интереса к «портфелю» новых названий, бренд все же вывел на рынок новое поколение полноразмерного седана Impala-2014 — этот шильдик маркетологи используют без перерыва с 1957 года! Рассказывает Русс Кларк: «Мы тщательно изучили осведомленность и мнение нынешних и потенциальных покупателей о марке «Impala», прежде чем вновь ее использовать для нового седана. И это название оказалось, по мнению клиентов, лучшим среди конкурентов в этом сегменте. Ведь на самом деле становится крайне тяжелым делом найти название для машины с каким-то реальным смыслом. А Impala — это стремительная и грациозная африканская антилопа. Это отличное название для модели!».

Однако выбрав тактику использования названия из своего славного прошлого, «Chevrolet» в целом успешно применяет и две противоположных тактики, замечает Джеф Шустер, старший вице-президент прогнозной фирмы «LMC Automotive»: «Новые названия компактных авто связывают нынешний имидж фирмы с прошлым, когда этот бренд не был силен в производстве «малышей». Он с легкостью меняет и имидж названия Impala, так как не все модели предыдущих поколений этой марки были хороши. Но, что главное, «Chevy» соотносит в представлениях покупателей это название с мыслью о лучших унаследованных традициях бренда, мол, это настоящая Impala, которую вы знаете и ожидаете от этого бренда».

Не стоит полагать, что смена названий для новых моделей — дело нехитрое, замечает Лари Доминик, бывший глава планового отдела «Nissan Americas», а ныне президент консалтинговой компании ALG Inc.: «Выводя на рынок новую модель, вы тратите сто миллионов долларов, но если при этом она получает новое имечко, то это обойдется уже в двести миллионов. Из каждого доллара, затраченного на рекламу новой модели, какая-то его доля должна уйти на то, чтобы клиенту стало ясно, что означает новое название, каково его место в модельной линейке. И здесь ключевое слово — «осведомленность». Вопрос в том, сколько вы должны потратить на то, чтобы публика была осведомлена о названии, выведенном на шильдике, чтобы оно стало узнаваемым на рынке».

Еще сложнее приходится маркетологам, если модель позиционируется как глобальная. Именно глобальные продажи были причиной того, что «Chevrolet» переименовывал Cavalier в Cobalt, а затем в Cruze как американскую модель, предназначенную для рынков, не говорящих по-английски. И здесь важным фактором становится Интернет. Покупатель в Китае или Польше не должен на запрос «дешевое авто от «Chevrolet» впадать в замешательство, когда в ответ получит ссылку на машину, которая в разных странах называется по-своему. Так, в одних странах компактный седан от «Nissan» называется Versa, хетчбэк — Note, поэтому маркетологам бренда пришлось выводить на американский этот хетч под названием VersaNote.

Однако в некоторых случаях приходится полностью менять название модели. Этим летом вся модельная линейка «Infiniti» сменила шильдики. В течение последних 25 лет авто этой люксовой марки называли в зависимости от мощности двигателя и типа кузова: G35 оснащался 3,5-литровым мотором V6, G37 — 3,7 л, затем следовали кроссоверы EX35 и FX56, седан M56. Но с осени нынешнего года на всех Infiniti появились шильдики с буквой Q и цифрой, обозначающей лишь место модели в модельной линейке: Q50, Q70 и т.д., а у кроссоверов индекс QX идет с соответствующим порядковым номером.

Президент «Infiniti» Джохан де Нисшен объяснил, что смена шильдиков произошла по причине того, что клиенты просто-напросто путались в обозначениях G, M, EX, FX, и это их раздражало. Но это не вся правда, замечает де Нисшен. Дело в том, что сегодня, перебирая названия моделей, вы найдете все буквы алфавита, свободных уже нет. И даже новый индекс «Infiniti» — скажем, Q50 — напоминает Q5 и Q7 от «Audi».

Сибилл Кирчер — директор фирмы «Nomen Deutschland», консультирующей ведущих автопроизводителей при выборе названий для новых моделей. Именно ее компания придумала для «Toyota» название Yaris, для VW — Touran, для «Lotus» — Evora, а также Citan — для нового компактного вэна от «Mercedes-Benz». По ее мнению, наречение новых моделей — дело тонкое, с нюансами. Так, она полагает, что европейским автопроизводителям стоит избегать названий, звучащих как восточно-европейские и русские, хотя они и нацелены на покупателей этих развивающихся рынков: «Мы обнаружили, что и европейцы, и американцы с подозрением относятся к словам, звучащим как славянские. А вообще, мне кажется, надо пользоваться старыми проверенными названиями, если, конечно, за ними не тянется какой-то негативный след».

…Замечу, что у нас с этим проще: или ВАЗ, или ГАЗ, или УАЗ, или, наконец, КамАЗ. И нет проблем