191413

В Грузию на авто: мифы и реальность

Чего не стоит бояться вообще и о чем стоит задуматься по пути из Москвы в Тбилиси
Что может быть проще, чем отправиться на автомобиле в путешествие до… Тбилиси! Да-да, поездка в эту дружественную кавказскую страну, пожалуй, лучшая из авантюр. Более того, увлекательная и совершенно безопасная.
Поделиться

Изображение В Грузию на авто: мифы и реальность

Рассказывать про Грузию страшилки в россейском государстве – традиция федерального уровня. Слава Богу, в последнее время чиновники переключились на более «интересные» темы, но еще свежи воспоминания о заявлениях господина Онищенко относительно «ядовитого» «Боржоми», а так же призывы отечественного МИДа воздержаться от поездок в Грузию, в особенности тем, у кого в загранпаспорте стоят визы Абхазии или Южной Осетии.

Более того, стоит произнести слово «автопутешествие», как в голове моментально образуется список из банальных направлений: Питер, Крым, Минск, Киев… Некоторые более-менее продвинутые могут снарядиться в Европу, совсем отчаянные – в Чечню. Но не многие осмелятся отправиться в автопутешествие Москва-Тбилиси, ведь маршрут до Грузии пролегает по трассе М29 «Кавказ», а это для многих табу. Почему? Стереотипы – штука чертовски вредная и беспощадная. Они пока являются тем самым железным занавесом, отделяющим два братских народа, а это очень плохо. Так что мы решили отправиться развенчивать мифы, а заодно закупить грузинского белого и красно сухого.

Самый скучный и ничем не запоминающийся отрезок пути – 1 100 км по маршруту Москва-Ростов-на-Дону. Трасса «Дон» – это четыре полосы весьма неплохого асфальта с парой платных участков: первый с 48 по 71 км, второй с 414 по 464 км. Проезда по ним на легковушке обойдется вам в 30 и 55 рублей соответственно. Кстати, к 2016 году «Автодор» планирует сделать платным до половины трассы, так что очень скоро поездка к Черному морю для патриотов станет еще немножко дороже. Но мы отвлеклись. Выехав из Москвы часов в семь утра, в Ростове вы окажетесь уже в 8-9 вечера.

Переночевав в Ростове, встаем на маршрут – главное, не свернуть на Сочи или Новороссийск. Так и едем по М4. О том, что вы попали на М29 «Кавказ» вы поймете моментально: участок трассы, пролегающий по Краснодарскому краю – это неприятная двухколейка с разбитым асфальтом. Плюс огромное количество полицейских засад – не превышаем и не пересекаем сплошную не при каких обстоятельствах.

Перед Ставропольем большой полицейский пост, за которым опять отменный участок автомагистрали с четырьмя полосами и хорошим покрытием. Но не теряйте бдительности – засад ДПС тут не меньше! Лучше всего разжиться хорошим радар-детектором, иначе до лечебных курортов Северного Кавказа вы доберетесь с приличными финансовыми потерями. Несмотря на красивые названия городов, практически все они довольно однообразны. Более того, многолетняя разруха превратила их в серые и непривлекательные населенные пункты. Гостиничный сервис специфический, зато какая кухня! В общем, переночевать можно, даже нужно, поскольку следующий участок будет самым коротким, но и самым сложным.

Кабардино-Балкарская республика встречает гостей обилием заниженных Priora и глухо тонированными «восьмерками». Местные водители частенько дерзят, обгоняют через сплошную и не пользуются поворотниками. На въезде в Северную Осетию вас наверняка остановят на пропускном пункте, разделяющем две республики. Могут спросит не только права, но и паспорта всех пассажиров. Более того, могут досмотреть автомобиль. Регион представляет собой печальное зрелище: заброшенные дома, неработающие кафе и магазины, разруха и серость… Полицейские засады на каждом углу. Зато асфальт хороший – и на том спасибо. Сразу за Владикавказом начинаются горы неописуемой красоты. Можно останавливаться на каждом повороте и делать прекрасные снимки, даже не имея в камере режима «шедевр».

Граница России и Грузии – это лотерея. Машин, как правило, не много, но вероятность 
перед КПП «Верхний Ларс» упереться в «хвост» из 15-20 автомобилей на несколько часов велика.

 Ситуация усугубляется особо «одаренными» водителями, которые считают себя выше того, чтобы стоять во всякого рода очередях. В итоге, ближе к шлагбауму КПП градус накала страстей вырастает до предела: одни лезут, другие не пускают. Зато на самом посту – все быстро и четко. Проверяют далеко не всех, но иногда шмонают знатно – как повезет. Через несколько километров грузинское КПП. Здесь нет очереди, а все процедуры куда проще, чем у нас.

Подъехал, открытл окно, передал свой заграничный паспорт таможеннику и посмотрел в камеру. Кстати, автомобильную страховку для въезда в страну оформлять не надо.

За КПП начинается одна из самых красивых горных трасс – Военно-грузинская дорога. Пейзажи тут просто невероятные, затвором фотоаппарата хочется щелкать без остановки. Дарьяльское ущелье, Хевское ущелье, Терек, Казбек, в конце концов! Вся контрольно-пропускная нервотрепка позади, так что можно расслабится и насладится горами, воздухом, шумом горной реки и… отвратительной дорогой.

По ту сторону КПП «Верхний Ларс-Казбеги» царство грузин-лихачей на откровенных рыдванах, местами отсутствующего асфальта и строгих, но справедливых полицейских. Формально, «военка» начинается от Владикавказа и заканчивается в Тбилиси. Длина – 208км. Ныне это единственное наземное сообщение между Россией и Грузией, которое после значительного перерыва начало работать с марта 2010 года. По Транскавказской автомагистрали, проходящей через Южную Осетию, теперь можно доехать только до Цхинвала.

Сложно описать красоту «военки» словами – это надо хотя бы один раз увидеть. Крым, Карпаты, Альпы, наконец – все не то. Настолько красивых и суровых пейзажей вы там не найдете. Всего в чуть более полутора тысячах километров от Москвы есть и узкие ущелья, и бурные реки, и серпантин… На трассе нередки завалы, из-за чего частенько образуются пробки, но грузины довольно быстро расчищают проблемные участки.

Если вы хотите сделать сногсшибательную фотографию, то вам надо посетить арку Дружбы народов. Ее поставили в 1983 году в честь 200-летия Георгиевского Пакта о присоединении Грузии к России. Виды тут обалденные… После Крестового перевала до Тбилиси рукой подать – пару часов и вы будете заселяться в гостиницу. Дорога до столицы витиеватая, латаная-перелатаная, плюс в изобилии тихоходный транспорт. В город, скорее всего, вы приедете уже затемно.

Но на следующий лучше проснуться пораньше. Обязательно пройдитесь по центральной улице: на проспекте Руставели, возле одноименного метро, в галереях Академии наук Грузии, – по соседству с бутиками располагается что-то вроде блошиного рынка. Если все в том же центре в районе площади свободы со статуей Георгия Победоносца в исполнении Зураба Церетели свернуть в закоулки, то можно увидеть типичный грузинский двор: покосившиеся деревянные веранды со скрипучим полом, хитросплетения бельевых веревок и проводов, морщинистые стены, не видавшие ремонта со времен советского союза. И это в двух шагах, к примеру, от вылизанных мостовых исторического азербайджанского квартала.

Теоретически, наша миссия выполнена – дорога из Москвы в Тбилиси безопасна и предсказуема. Доказано. Но можно не останавливаться на достигнутом и прокатиться по стране. К примеру, съездить в небезызвестный Боржоми – порядка двух с половиной часов на машине (170 км). Или добраться до ущелья реки Цавкисис-Цкани с водопадами. Здесь расположился ботанический сад и верхняя станция канатной дороги, не воспользоваться которой – преступление. С канатки весь Тбилиси как на ладони.

Словом, съездить в Тбилиси стоит. Что бы там политики не кричали, но грузины к нам относятся все еще крайне позитивно. Вообще, находясь в Грузии сложно понять, зачем власть имущие так старательно пытаются поссорить два братских народа. Ни грубости, ни косых взглядов, ни капли негатива в свой адрес вы там не услышите. Каждый готов помочь-подсказать, даже если совершенно не представляет, что вам надо. Ну что, вы все еще боитесь «страшную» Грузию?