6811

«Dacia», «Datsun», далее — везде?

О том, как рождаются автомобильные лоукосты, размышляет автоэксперт Сергей АСЛАНЯН
Армейский принцип: главное — должность. В армии функция является не следствием подготовки, квалификации и навыка, а следствием должности, из которой и вытекают подготовка, квалификация и навык. Поэтому нас так сильно удивляет спецназ.
Поделиться
Изображение «Dacia», «Datsun», далее — везде?

По фильмам это всегда атлетические мужики с невиданным умением разить врага одним пальцем, а по факту спецназовцами регулярно оказываются тихие дети, назначенные на должность. И командир полка не герой, показывающий пример в бою, а жирный штабист с гипертонией и бумажной выслугой в тылу. Зато его назначили командиром и он командует. А спецназовца назначили и вот он воюет.

Этим же армейским принципом, упрощающим мир до уровня инструкции по применению и красивой вывески на пустом месте, пользуются и в мирной жизни. В том числе и в автомобилестроении.

Первыми назначением на должность автомобиля додумались злоупотреблять американцы. Когда они еще делали нормальные автомобили с V8, а мир уже ужимался до 1.3, чтобы имитировать широту взглядов и модельного ряда, они стали приглашать на роль американских автомобилей союзников из окраинных СП. Так «Chevrolet» стал торговать в Америке Suzuki, награждая их своим животворящим крестом, совместив распознаваемый логотип с невнятным именем «Geo». Потом отпало и это странное имя и японские машины стали просто Chevrolet. Потом «Ford» принялся торговать у себя дома корейцами и KIA Avella превратилась в Ford Aspire. Дальше стеснения отпали у всех и по Америке поехала всякая азиатская мелочь под флагами Большой Тройки.

Японцы, не умеющие первыми догадаться, но способные долго и хорошо учиться, сценарий осмыслили и пошли по этому пути, доведя идею раздачи должностей до армейского уровня простоты.

«Nissan» приступил к назначению второсортных рекрутов на должность «Datsun». Первой попалась Индия. Там филиал потихоньку ваял для местного рынка простенькую модельку Micra. Ей уже давно пора демобилизоваться. Но ее оставили на второй срок, выдали новую форму, пересмотрели амуницию, снаряжение и назначили на должность. Затем тоже самое произошло в России. Здесь на должность «Datsun» назначили Калину. Сценарий аналогичный – новая форма, амуниция, звание и довольствие. Переодели, переобули, повесили на мундир иные значки и поставили в строй. Подготовка, как у детей, грянувших на должность спецназовцев: курс молодого бойца, все остальное по мере возникновения проблем.

Самыми недогадливыми оказались немцы. Раздача назначений на должности творится по миру с середины 80-х, японцы собирают уже второй полк новобранцев, а до «Volkswagen» только сейчас дошло, что на разработку с нуля нового дешевого автомобиля можно и не тратиться. Достаточной поймать в деревне смышленого паренька, дать ему банку тушенки, пристегнуть погоны и вот у тебя уже свежее войско.

О желании быстренько возродить дешевый бренд говорят давно. Но только «Renault» реализовала эту идею под названием «Dacia», да и то по-честному, сделав машину с нуля, чудом получив вполне дешевый результат. А все прочие лишь создали список вакантных должностей, но пока никого не значили в «Trabant», «Autobianchi», «Talbot», «Zundapp», «Wanderer»…

Но, раздраженные умелым производством в чин японского «Datsun» «Жигулей», немцы из Volkswagen все же объявили, что теперь и они готовы. Сейчас они стоят на распутье, кого произвести в нужную должность. Ясно, что кого-нибудь из китайцев — FAW или SAIC, но пока не хватает духу огласить саму должность