296025

Почему не стоит покупать авто по программе утилизации

Через год машина станет роскошью, а не помощником
Автомобили в нашей стране стремительно становятся все более дорогим «удовольствием», а россияне в сомнабулическом экстазе скупают новые авто по госпрограмме утилизации. Забывая, что бесплатный сыр водится только в мышеловке. Даже если речь идет о бюджетном авто.
Изображение Почему не стоит покупать авто по программе утилизации

Скажем, решились вы на покупку Nissan Almera в самой дешевой комплектации Welcome за 450 000 рублей. Цена, конечно, вкусная. Но чтобы проехать на ней стандартные 20 000 километров, в 2015 году придется выложить почти половину ее стоимости — примерно 200 000 рублей.
И это по самым оптимистичным прогнозам. Впрочем, судите сами.

О несомненных успехах правительственной программы поддержки отечественного автопрома регулярно рапортуют руководители Минпромторга России. По данным ведомства на начало ноября, в рамках так называемой программы утилизации было продано уже более 80 000 машин. По этому поводу глава министерства Денис Мантуров незамедлительно выразил свое «удовлетворение темпами». В рамках программы до начала будущего года ведомство ожидает продажи еще 90 000 машин. На оплату приговоренных к утилизации авто правительство намерено выплатить дилерам 10 млрд. рублей (по 50 000 за каждую машину).

Фокус в том, что потратив эти 10 млрд., бюджет взамен получает 15 млрд. в виде дополнительных налогов от продаж транспортных средств. Другими словами, клюнувшие на правительственную «замануху» в виде 50-тысячной утилизационной скидки, уже потрясли личным кошельком на благо государства. Но это только начало их трат по поддержке государственной казны и бюджетов частных компаний.

Запчасти дорожают
Если хоть чуть-чуть посидеть-подумать, то понимаешь — в нынешних условиях покупка новой машины сродни пиру во время чумы. Что мы сейчас ежедневно слышим из телевизора? Что курс рубля падает и конца края этому не видно. То есть, на наши рублевые зарплаты можно все меньше и меньше приобрести чего-либо импортного. И это касается не только еды, большая часть которой у нас привозная из-за рубежа. Запчасти и большинство «расходников» для иномарок, даже собираемых в России, привозят к нам из-за рубежа. Даже за относительно дешевый китайский «ноу-нейм» оптовые поставщики автомагазинов расплачиваются с контрагентами в валюте. И состояние доллара, явно обожравшегося какой-то финансовой «виагры», недвусмысленно намекает: цена владения машиной будет стремиться вверх, как на дрожжах. В особенности это касается новых машин. Хотя бы потому, что они находятся на фирменной гарантии. Тут заменить рекомендованное иностранным производителем импортное моторное масло на патриотическую жидкость разлива какого-нибудь урюпинского НПЗ не получится. С остальными материалами — ровно та же ситуация.

Страховщики наглеют
Новые машины обычно стараются застраховать по КАСКО. А кредитные страхуются вообще в обязательном порядке. Кто пытался застраховать свое авто этой осенью, наверняка узнал много нового об отечественном рынке автострахования. Надо было видеть глаза одного моего знакомого, который на днях пытался застраховать свой кредитный Focus – как требуется по договору с банком. За годовой полис КАСКО на машину рыночной стоимостью чуть более 500 000 рублей компании-"лидеры страхового рынка России", как одна, выставляли ценник в районе 250 000 рублей. Почти половину стоимости машины! Чтобы ни происходило в стране, широкие массы российских автостраховщиков не намерены отказываться от своего куска хлеба с маслом и толстым слоем черной икры.

Как в таких условиях решиться на покупку новой машины — загадка. Если, конечно, ты не топ-менеджер банка или не нефтяник. И, кстати, о нефтяниках: они тоже хотят жить вкусно.

Топливо становится золотым
И потому бензинчик уже который месяц норовит угнаться за курсом доллара. То есть мировые цены на нефть по сравнению с прошлым годом у нас снизились примерно на 22%, а внутренние цены на бензин в России выросли более чем на 3 рубля — на 10%. И это не предел. Наше «заботливое» руководство запланировало на будущий год «налоговый маневр». Намереваются убрать акцизы и заменить их повышением налога на добычу нефти. До начала всей этой катавасии с Украиной, санкциями и курсом валюты они рассчитали, что это поднимет цену литра топлива примерно на 1 рубль. А месяц назад губернаторы пожелали, несмотря на «маневр», добавить еще 1 рубль акциза за литр розничного бензина.

Если учесть непредсказуемую инфляцию и аппетиты нефтяников, то становится совсем грустно. Рост цены бензина и дизтоплива в России в 2015 году может легко превзойти «достижения» этого года: проскочив 10-процентный рубеж, рвануть к 20-процентному. Это в случае, если все будет идти как сейчас. Без дополнительных форс-мажоров в экономике розничная цена литра моторного топлива в конце концов окажется на своем традиционном уровне — чуть меньше 1 доллара США за литр. Данный показатель, кстати говоря, не просчитывается никакими экономическими формулами, однако годы наблюдений за российским рынком топлива подтверждают существование именно такого «механизма ценообразования». Сейчас, как мы видим, доллар стоит рублей на 10 дороже литра бензина и продолжает расти. Это позволяет уже сейчас представить будущую динамику цен на АЗС.

И в этих условиях граждане радостно скупают машины, в очередной раз решив поиграть с государством на деньги. А потом, сидя у себя на кухне, будут поносить власти за разорительные цены на бензин, зарплату, которой не хватает на выплату кредита за машину, страховщиков за их расценки, дорожников, которые разворовывают акцизные денежки...

Если говорить о все о той же Ниссан Алмера, то годовой полис КАСКО на «японку» потянет на 80 000-90 00 рублей. Реальный средний расход топлива при езде преимущественно по городу у Nissan Almera составляет 9-10 литров, так что стандартный 20-тысячный годовой пробег потребует отдать нефтяникам порядка 90 000 рублей. Прибавим сюда цену ТО-1 (около 10 000 рублей), «незамерзайки» для омывателя лобового стекла (около 250 за канистру), зимнюю/летнюю резину и т.д. Так что уже в первый год эксплуатации машина станет не простой, а золотой. И будет «дорожать» из года в год. Государство, автодилеры и короли бензоколонок радостно потирают руки…