525

Российские ученые научились заправлять спиртом автомобильные водородные топливные элементы

Сотрудники Института катализа СО РАН и Водородного центра Национальной технологической инициативы (НТИ) первыми в мире создали низкотемпературный метод получения синтез-газа для водородных топливных элементов. Последние считаются многообещающим источником электричества для «зеленых» ТС.

Поделиться
Изображение Российские ученые научились заправлять спиртом автомобильные водородные топливные элементы

Представьте, что будет если из типичного электромобиля выкинуть аккумуляторную батарею, заменить ее, например, водородным топливным элементом, подключенным к устройству, который превращает какое-нибудь дешевое и распространенное вещество в тот самый Н2. Так мы получим по-настоящему экологически чистую машину, которой будут не страшны сибирские морозы и не нужны зарядные станции на каждом углу. 

Автомобильные «водородные электростанции» придуманы давным давно. А вот с поставками «топлива» для них сложностей хватает. И вот российские ученые разработали устройство, которое может принципиально решить эту проблему. Инновационная установка способна производить так называемый «синтез-газ», состоящий  водорода (Н2) и окиси углерода (СО).

До последнего времени основным способом получения такого синтез-газа считалась химическая реакция между метаном и водяным паром, так называемая «паровая конверсия», в условиях высокого давления и при температуре 1000ºС. Проводят ее в стационарных промышленных установках – с компрессорами и системами нагрева.

А российские ученые предложили иной вариант получения водородного топлива – «воздушную конверсию». В качестве сырья используется диметоксиметан (метилаль) – кислородсодержащее органическое вещество, получаемое из метилового спирта (метанола). На метилаль выбор пал по причине его меньшей токсичности, нежели у метанола. Хотя в принципе в качестве исходного вещества можно использовать и этот спирт.

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Для превращения вышеназванного соединения в синтез-газ были созданы высокоэффективные платиновые катализаторы. Причем содержание платины в них не превышает одного процента.

Реакция проходит при относительно низкой температуре – 400ºС. «На выходе» получается до 70% синтез-газа, в то время как в случае «паровой конверсии» этот показатель не превышает 50%.

«Основные преимущества технологии — низкая температура реакции (вдвое ниже, чем у паровой конверсии метана), отсутствие необходимости очищать газ и автономность установки. Реакцию можно проводить без внешнего источника энергии», сообщили в НТИ.

Понятно, что разработанный российскими учеными метод – это еще далеко не серийное устройство, которое можно прямо завтра установить на машину. Но перспективы у идеи заманчивые. В случае доведения ее до массовой реализации, электротранспорт даже в России может получить «человеческое лицо».