Все начинается по стандартной схеме. Машина прибывает вовремя, техника выглядит новой, водитель вежлив, документы, на первый взгляд, в полном порядке — договор, маршрут, доверенность. Визуально — обычная логистика. Но спустя время приходит тревожное осознание, что фура исчезла, а вместе с ней и груз.
Позже выясняется, что документы оказались фальшивыми, а доверенное лицо — участник мошеннической схемы. В результате — не досадная ошибка, а целенаправленная операция по краже, прикрытая внешней законностью. Увы, но данным отраслевых аналитиков, в последние годы в России отмечается устойчивый рост числа преступлений в сфере грузоперевозок.
В 2024 году, согласно экспертным оценкам, только в крупнейших транспортных узлах страны зафиксировано более 1000 случаев хищения, связанных с фальшивыми документами и фиктивными перевозчиками. Общий урон для бизнеса исчисляется миллиардами рублей. Повторим: миллиардами! Подобные инциденты становятся все более распространенными — именно так на практике действует одна из популярных мошеннических схем в логистической сфере.

Адвокат Шон Бетрозов, член Ассоциации юристов России предполагает, что такая схема сродни отрепетированному спектаклю, где каждая реплика — как из учебника по договорному праву:
— Сложность этой схемы в том, — поясняет г-н Бетрозов, — что на каждом этапе она выглядит как обычная хозяйственная сделка. Перевозчик находит заказ через логистическую платформу или агрегатор грузоперевозок. Представляется индивидуальным предпринимателем или представителем транспортной компании. Предоставляет документы: ИНН, ОГРН, копию паспорта, доверенность, СТС, полис ОСАГО, договор.
Все выглядит законно. Оформляется перевозка. Документы направляются через почту или мессенджеры. Договор подписан, маршрут согласован, контакты водителя предоставлены. Машина приезжает точно по времени. Водитель ведет себя уверенно, подписывает транспортные накладные, забирает груз.
Это может быть бытовая техника, одежда, комплектующие, мебель, товары оптом. Через несколько часов связь пропадает. Телефон выключен. Груз не приходит в место назначения. Ни водитель, ни его работодатель больше не проявляются.

Именно по спешке злоумышленники и бьют, когда нетерпеливый и не очень опытный заказчик ищет транспортную компанию. «Срочно», «скидка», «нужен транспорт прямо сейчас» — он хватается за «горячее» предложение, как за спасательный круг, не подозревая, что данное окружение тянет ко дну. Подставной перевозчик играет безупречно. Он не торопится, не хамит, улыбается и выходит на связь моментально. Пока не исчезает, — описывает мошенническую схему собеседник портала «АвтоВзгляд».
Но это лишь один из вариантов. Рассматриваем пока только такую схему, когда фиктивная доставка оформляется с использованием фальшивых накладных и страховых полисов, а представленные документы производят полное впечатление подлинности. Иногда перевозка внезапно оказывается втрое дороже, а груз уезжает совсем не туда.
В других случаях дело доходит до отмывания денег — через фиктивные маршруты или несуществующие доставки. А то и просто воруют: прямо со склада или по пути, где охраны почти нет, а камеры, как назло, не работают.
Страховые аферы происходят не реже. Достаточно одного письма — и компания компенсирует ущерб, которого не было. Или наоборот — выплата по реальному случаю срывается из-за отсутствия подтверждающих документов. Иногда оплата дополнительных услуг навязывается в обход договора — за так называемое ускорение, въезд на территорию или прохождение маршрута.

Все, что можно монетизировать, превращается в повод для необоснованных поборов. И, как правило, платит тот, кто не разбирается в тонкостях. При этом многие предприниматели уверены, что это точно не про них. До тех пор, пока не останутся с пустым складом и сорванными сроками поставок. Так как же не попасться на крючок логистического мошенника?
Абсолютной защиты не существует. Но если отказаться от сверхдешевых предложений и внедрить комплексный подход к безопасности, можно минимизировать риски. Первое — тщательная проверка контрагента. Даже если груз небольшой, нужно заключить официальный договор, запросить документы, сверить реквизиты. Лучше видеть оригиналы, а не довольствоваться сканами. Если требуют аванс — убедитесь, что машина уже загружена. И избегайте переводов на личные карты.
Во-вторых, важно защищать цифровые каналы связи. Регулярно менять пароли, следить за устройствами, не допускать утечек информации. Не жалейте ресурсов на оборудование — замки, камеры, датчики, спутниковые пломбы, трекеры. Все это помогает зафиксировать нестандартную ситуацию и оперативно реагировать.
И, в-третьих, если есть такая возможность, следите за состоянием усталости водителя. Контроль за тахографами — не формальность, а важная мера безопасности. Если человек за рулем не отдыхает вовремя, аварии и потери почти неизбежны. Не забывайте и про страховку. Порядочные логисты предлагают ее всегда — как гарантию, что все честно.
Ну и, конечно, ищите перевозчиков с репутацией. Не по объявлению в бесплатной газете, а через рекомендации, отзывы на форумах и проверенные платформы. Да, панацеей все вышеперечисленные рекомендации назвать нельзя, но вероятность сохранить груз значительно повысится.