32434

Как доехать на авто до самого большого высокогорного озера Кавказа

Ландшафтные красоты туристической Чечни
Отпуск в Чечне, чтобы ни говорили скептики и трусишки, наверняка оставит в вашем фотоальбоме очень яркий след, а в памяти – самые чудные воспоминания о гостеприимстве чеченцев. И уж точно не останутся в накладе любители взбодрить себе кровь адреналинчиком. Для последних мы проложили автомаршрут по Веденскому району республики – некогда «оплоту» террористов. Наша цель – самое большое высокогорное озеро Кавказа.
Изображение Как доехать на авто до самого большого высокогорного озера Кавказа

Итак, налюбовавшись древним поселеним Хой, которому более 2000 лет; аргунским ущельем со множеством сторожевых башен, самой древней из которых 900 лет; архитектурным комплексом Пхакоч в ущелье Тазбичи; музеем «Донди-Юрт» в Урус-Мартане с уникальной коллекцией шашек, сабель и кинжалов; блеском Грозного и другими чеченскими красотами, отправляемся туда, где жили и «работали» абрек Зелимхан, имам Шамиль, бандит Басаев и множество других «интересных» людей. В самое глухое место Веденского района – на высокогорное озеро Казеной-Ам.

Когда мы выехали из Грозного, нас заботил всего один вопрос: проводятся ли в районе контртеррористические мероприятия (КТО)? Если да, то лучше туда не соваться. Об операциях иногда сообщают по телевизору, иногда – нет, так что ясности, пропустят ли нас к месту назначения, не было – поехали наобум.

 

КАК ОБЪЕХАТЬ СПЕЦОПЕРАЦИЮ

Ехать в Веденский район лучше через Аргун, на въезде в который можно полюбоваться знаменитой Золотой мечетью в окружении небоскребов. Прямо напротив нее кольцевая развязка, на которой, несмотря на постоянно дежурящих здесь гаишников, никто не обращает внимание на ПДД – все едут, как хотят. Нам нужно сразу же на первый съезд, но в силу броуновского движения на кольце приходится выезжать на Гудермес. Ничего страшного – лишний круг получается менее километра. Объезжаем его по улочкам Аргуна, сильно отличающихся от пафосного центра, и выезжаем на дорогу в Шали. Здесь, несмотря на знаки ограничения, все несутся как бешеные. Увы, долго это не длится – на въезде в Шали стоит толпа людей с оружием. Удивительная особенность Чечни – военные операции проводятся пафосно и демонстративно. Въезд в село закрыт и никого туда не пускают. Даже местных. Те столпились на дороге табором из полусотни машин. Кто-то уже разложил на капоте закуску и приглашал других водителей к столу – люди здесь открыты и гостеприимны. Мы на своем Mitsubishi L-200 тоже было встали, но после небольшого совещания решили рискнуть и пробиться ближе к объездной – вдруг проедем?

Так и получилось – многочисленные «Калины» и «Приоры» перед нами расступились, и мы без проблем выехали на объездную. Большие машины с российскими номерами здесь уважают – думают, что «эфэсбэшники». Ближе к Ведено начинается горный участок и тут требуется небольшое пояснение. Многие считают Чечню горной республикой, но это не так. В основном, Чечня – большая и плодородная равнина. А по ее краям – горы. Именно оттуда приходят на равнину террористы, которых здесь называют «шайтанами» – люди слишком устали от двух войн и их недолюбливают. Что здесь за спецоперация – не очень понятно. Военных на дороге нет – только гаишники, которые к нам никакого интереса не проявляют. Но и машины не попадаются – ни встречные, ни попутные. А это нехороший знак – значит, что-то не так. Кстати, на въезде в Веденский район стоит памятник абреку Зелимхану, который очень любил грабить российских чиновников еще при царе. Посему считался местным Робин Гудом. Памятник несколько раз демонтировали, но потом все-таки оставили – это своеобразная достопримечательность.

 

НА ЭТЮДЫ

И вот въезжаем в село Харачой – крайнюю точку цивилизации. Далее придется в буквальном смысле карабкаться по горам. Село расположилось в своеобразной «чаше» – маленькой долине, со всех сторон окруженной скалами. Горную дорогу видно снизу – она по нескольку раз петляет вокруг каждого склона. Значит впереди утомительный подъем. На выезде из села – хорошо оборудованный бетонный блокпост. Уже часа четыре вечера и надо торопиться – хочется поснимать озеро при дневном свете. На блокпосту честно признаемся в этом намерении. Про КТО спрашивать не решаемся – вдруг развернут. Водителя записывают в «журнал посещений» вместе с машиной и нас пропускают. Немаловажный нюанс для разъездов по Чечне – не надо ничего врать на блокпостах. У полицейских подсознательная тяга к прекрасному и выражение «еду в горы на фотоэтюды» для них в монотонной солдатской жизни – как бальзам на душу. Не все же по горам с автоматом за «шайтанами» бегать. А вот разговоры про «еду на свадьбу» или «еду к другу», могут вызвать множество расспросов. Тем более, что полицейские, как правило, местные, и все про всех знают. Под их одобрительные взгляды трогаемся и тут же останавливаемся – перед нами настоящая родовая башня, у которой нельзя не сфотографироваться. Они во множестве стоят вдоль дорог и на равнине, но то – стилизованные новоделы. Реальные древности можно увидеть только в горах.

ЗОЛОТОЙ КАМНЕПАД

И вот горная дорога – хорошо утрамбованная «стиральная доска». Но местами валяются скатившиеся с высот камни и машину сильно трясет. Но завалов, благодаря дорожникам, нет. О них стоит сказать особо. В первую очередь потому, что ребята сильно отличаются от своих российских коллег. Тем, что с большим трудолюбием и усердием относятся к работе. И готовы без устали расчищать горные дороги от камней. Секрет такого отношения к труду весьма прост – на некоторых участках из свалившихся камней делают бордюр, отделяющий пропасть. А с остальных забирают себе. Потом это идет на личное строительство и на продажу. И учитывая, что кирпич и тем более дерево здесь дорогие, то основной строительный материал – природный камень. Пока мы ехали, то видели несколько таких бригад. Взрослые мужики вместе с пацанами закидывали в грузовик валуны и бульники, глядя на нас с недоумением.

Хотя нам нужно было проехать около 40 километров, из-за постоянного петляния по горам дорога растянулась. За весь путь мы увидели лишь одно жилое строение и вагончик для намаза. Так же встретили одинокого джигита на коне, который с большим интересом смотрел на наше авто. Я бы сказал, даже облизывался. А у единственного указателя свернули не в ту сторону и заблудились. К счастью, поняли это довольно быстро, километров через пять... А правило для потерявшихся в горах одно – ждать, пока кто-нибудь не проедет мимо. Иначе можно потеряться окончательно.

 

ОПАСНОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ

Нам повезло – через десять минут из-за поворота в клубах пыли появилась «шнива»: одна из самых популярных машин в горах. В ней сидело пятеро чеченцев, которые так же смотрели на нас с удивлением. Джигиты рассказали, как нам встать на путь истинный, но отпускать не захотели – пригласили в гости. Выбор был более, чем интересный. С одной стороны, «на минутку» в гости здесь не ходят – это надолго. С другой, если на обратном пути остановят на блокпосту, придется долго объяснять, что мы тут делали. А с третьей сработала типично российская фобия – а вдруг это террористы? Посему крайне вежливо отклоняем предложение, сославшись, что у нас мало солярки. В ответ – не волнуйтесь, зальем! Тогда последний козырь – фотоютюды на озере! Сработало, но до сих пор мы корим себя, что не погостили у настоящих горцев. А может, и зря корим?..

Тем временем солнце стремительно уходит и на озере мы оказываемся, когда начинает темнеть. Впопыхах снимаю без остановки все, что можно. Людей на берегах не наблюдается, только одинокий дорожник огромным буром на станине долбит склон горы. Минут десять мы медитируем на берегу Казиноя и понимаем, что должны приехать сюда вновь.

 

ТУРИСТА ВИДНО ИЗДАЛЕКА

Возвращаемся уже в сумерках. На блокпосту в Харачои нами никто не интересуется и мы спокойно проезжаем. В одном из сел на дороге дежурят гаишники. Когда я случайно проезжаю на красный свет, они не реагируют. Кстати, ночные села Чечни – отдельная песня. Здесь сухой закон и пьяных компаний не наблюдается. Тем не менее, молодежных компаний на улицах полно, но желания знакомиться с ними в ночи не возникает, посему проезжаем мимо.

Сюрприз ждал на въезде в Грозный. На блокпосту пробка и столпотворение, множество военных в бронежилетах, касках и полным боекомплекте. Все-таки КТО! Тормозят всех подряд – отсюда и затор. Готовимся вновь рассказывать историю про фотоютюды... К нашему удивлению, этого не потребовалось – внимательно осмотрев сидящих в машине, нас пропустили, наметанным глазом определив: туристы, а не террористы...