9715

Шанс Горбачева, которым не воспользовался ни один автозавод страны

Лидер СССР в зеркале отечественного автопрома
3 сентября 2022 года в Москве хоронили первого и единственного Президента СССР Михаила Горбачева. Постсоветские граждане по-разному относятся к почившему — от любви до ненависти, как говорится. Но то, что этот человек хотя бы попытался дать стране шанс стать успешной во всех отраслях производства, в том числе и автомобильного, факт неоспоримый. Но чем закончилось его вмешательство именно в дела автопрома, рассказывает портал «АвтоВзгляд».
Поделиться
Изображение Шанс Горбачева, которым не воспользовался ни один автозавод страны

Михаил Сергеевич Горбачев не очень разбирался в машинах, но знал, что автомобильной промышленности СССР надо помогать и искренне хотел дать людям приличную технику. Он видел, что заводы — в кризисе и двигаться вперед не в состоянии. И он понимал, что провал у нас по всем направлениям, начиная от дизайна и заканчивая технологиями.

И когда Д. Парфенов и Г. Хаинов в 1985 году поразили страну двумя самодельными автомобилями «Лаура», М. С. Горбачев не только восхитился, но и позвал обоих авторов в Кремль, откуда самодельщики вышли официальными сотрудниками новой лаборатории НАМИ. Ее создали специально ради них и тут же сформулировали госзаказ на строительство автомобиля для народа.

В 1986 году Горбачев приехал в Тольятти и произнес знаменитые слова: «ВАЗ должен стать законодателем мод в мировом автомобилестроении». После чего предприятию выделили финансирование и завод наконец-то обзавелся полигоном в Сосновке, провел модернизацию и расширил кузовное производство. А свой личный Pontiac Grand Prix 1988 красного цвета (подарок GM, врученный Рональдом Рейганом) М. С. Горбачев отдал АЗЛК: «чтоб учились». Но автозаводы ответили на все это привычной туфтой. Они не поверили ни в свободу, ни в собственные силы, ни в столичного начальника.

ГАЗ неспешно допилил давнюю разработку, одобренную еще Госпланом СССР — «Газель», выдав ее за революционный результат перестройки. Новая «Волга» ГАЗ−3105 у нижегородцев и вовсе не получилась. Оправдываясь за неудачный дизайн прототипа с опущенной линией бокового остекления, на ГАЗе придумали некрасивую легенду, будто бы машину забраковала Раиса Горбачева, бросившая: «Будут видны мои коленки». Хотя Раиса Максимовна про этот автомобиль даже не знала.

ЗиЛ и вовсе решил, что будет достаточно смастерить новый парадный легковой 4102. Для завода это была давняя схема: новому генсеку — новый «членовоз». И, как полагается, принялись за работу неспешно, полагая, что новый лидер партии и страны молодой, на троне сидеть ему лет 30 и можно не торопиться. Машину ЗиЛ так и не сделал, осилив лишь два прототипа. ВАЗ и АЗЛК вовсе невзлюбили Горбачева. И ограничились переднеприводными моделями, разработанными до перестройки. В Москве на тот момент страдали «Москвичом−2141», в Тольятти боролись с импортозависимым ВАЗ−2108. Обе модели было предписано считать детищем перестройки и ответом на заботу.

Главная ошибка тов. Горбачева, как и любого руководителя нашей страны, в том, что он верил — промышленность должна быть государственная. Это не так. Развивается промышленность только в случае, когда она частная. Вне зависимости от направления. Частной должны быть автозаводы, оборонные предприятия, металлургия, легкая промышленность и далее по списку, вплоть до космоса. Там, где за управление берется чиновник, получается либо дорого и плохо, либо дорого и бессмысленно, как на любом заводе России. М. С. Горбачев всем дал шанс. Даже автозаводам. И никто им не воспользовался.