Основной принцип устройства любого производства, в том числе и автомобильного — количество выпускаемой продукции. Только массовый выпуск тех или иных изделий позволяет сделать предприятие рентабельным (читай — приносящим прибыль), а продукт — конкурентоспособным. Другого — не дано.
При этом под конкурентоспособностью товара подразумевается его актуальность по соотношению цена/качество. Если нарушить баланс, то покупатель отвернется, а производственную линию по прошествии весьма непродолжительного времени придется просто закрыть. Что мы, собственно говоря, и наблюдаем прямо сейчас во всех автогородах России, где конвейеры уже перевели на укороченный график работы.
А что делать, если с них сходит неактуальный и переоцененный продукт, на который не находится спроса даже в санкционных условиях. Проблема есть, она локализована, следовательно, ее надо решать. Как? Ну не продукт же улучшать, зажимая самих себя, право слово! И тут включается административный ресурс разного калибра, который был, есть и будет, пока автозаводы — градообразующие предприятия.
Более того: государственные или окологосударственные градообразующие предприятия. В итоге бизнес, а тот самый автопром бизнесом быть обязан, чтобы оставаться актуальным, превращается в ГУП, имеющий совсем другие цели и задачи. В частности, получение прибыли в этом списке не числится, а убыток приговором не является. Вот бы еще знать, что делать с наштампованным, которым все околозаводские парковки завалены?
Государству продать? Не покупает (привет, Aura). Юридические лица сопротивляются, а физические — ищут все возможные способы увернуться из-под пяты родного «машинострогателя»: качество низкое, да и (давайте уж начистоту) дорого, черт возьми. Для многих — ну просто неподъемно, даже в самом бюджетном исполнении и с государственной поддержкой.
В таких условиях российский автопарк, и без того древний — его средний возраст составляет более 15 лет, продолжит стареть в ускоренном режиме: уже начались массовые покупки моторов и коробок, расцвели сварочные и кузовные, ремонтные и реставрационные процессы. Замена двигателя и КП в тандеме с переваркой кузова? Да, сегодня это актуально и даже финансово целесообразно.
Безопасны ли такие машины? Конечно, нет: старый башмак новым, сколько не вари, уже не сделаешь, а заменить все детали — физически невозможно. Так рвутся прогнившие тормозные магистрали, отваливаются на ходу колеса и вырывает насквозь ржавые лонжероны. Так «битье», не годное к восстановлению, возвращается на проезжую часть. Так в несерьезных авариях автомобили разрывает буквально пополам или сминает, как консервную банку.
У машины, увы, есть срок годности, ограниченный кузовом: постепенно, день за днем, он свою жесткость и надежность теряет. И однажды потеряет окончательно. Но пойти и купить новую не получается, а ездить самому и возить семью — нужно. Замкнутый круг. Причем замкнутый — вручную.