Закончил поездку, вернул машину, нажал кнопку «Завершить аренду» и забыл. Но для системы ты все еще в игре. Так случилось с клиентом одной из каршеринговых компаний — назовем его Лев. 22 ноября в уведомлениях банка всплывает непонятное списание на 425 рублей. Пояснений и предупреждений никаких.
Молодой человек сам начал «копать» и вышел на каршеринговую компанию, у которой запросил объяснения. Из 425 рублей, 250 — штраф за нарушение разметки. 175 — за некую «услугу по администрированию». Через несколько дней переписки с компанией, получил скупую отписку: «нарушение зафиксировано 16 октября».
То есть в день аренды. А списание — 22 ноября. Промежуток — 36 суток. Льготный период прошел и оплаты по сниженной ставке — не будет. Как он получал подтверждающие документы, отдельная история, они есть в распоряжении редакции.
И это при том, что все было оформлено камерой, моментально и официально. То есть переслать штраф для оплаты было делом двух кликов, но нет: клиент обо всем должен узнать последним, так с него содрать можно больше. И ответ сервиса такой бездушный: «все согласно принятой вами оферте, читайте договор». Только последний не предупреждает, что чувства беспомощности и абсурда будут идти бонусом из-за специального затягивания решения вопроса.
Повезло, что сумма не шокировала. Но у других-то не так. Каршеринг может списать и 5000 рублей за парковку не там, и 7500 — за повторный проезд на красный. А сколько таких проездов было до вашей аренды — никто не скажет.
Машина ведь общая, нарушений в истории может быть десятки, и не факт, что именно вы набрали «повтор». Но платит всегда тот, кто попался.
А если сумма штрафа — 25 000 или 125 000? За «передачу управления автомобилем» сервисы могут заломить и 150 000 рублей. При этом самое интересное — это «администрирование». В данном случае 175 рублей — за что? За задержку передачи постановления? Или потому, что сообщение так и не пришло? Выглядит как издевка.
Вдумайтесь, сотни тысяч (а то и миллионы) рублей каршеринговые компании зарабатывают просто на том, что кто-то оказался невнимателен или неосторожен. Машину вернули, аренда завершена, претензий нет, но система продолжает сосать средства с карты — как цифровой вампир.

Попробуешь задать вопрос — получаешь шаблонный ответ. «Штраф пришел поздно». «Мы не обязаны предупреждать». «Вы подписали договор». Да, подписал. Но не отдавал карту в бессрочное пользование. Что делать в подобных ситуациях?
Документировать каждую поездку, делать скриншоты. Хранить фото машины, отчеты об окончании аренды. Требовать при надобности запросы постановлений. Писать претензии. Никаких чатов — только официальные письма.
Сумма значительная — направляйте жалобу в ГИБДД. Там есть специальные службы, занимающиеся проблемами с каршерингом. Столкнулись с еще более суровым списанием — прямой путь в суд. В ГК РФ имеется ст. 333, которая позволяет уменьшить изначально назначенную сумму, «обусловленную договорными обязательствами сторон». Шанс оспорить решение есть, но придется побороться.
Каршеринг — это не просто удобный и быстрый способ аренды автомобиля. Иногда он превращается в жадного до ваших денег монстра. И чтобы не стать его жертвой, нужно заранее готовиться к тому, что придется самому собирать доказательства своей невиновности.