Факт, что начинающий водитель на дороге — потенциальный источник неприятностей, в дополнительных пояснениях не нуждается. По данным ГИБДД, до 30% всех аварийных ситуаций в России возникают при непосредственном участии водителей с небольшим стажем вождения. Представители автоинспекции отмечают, что чаще всего новички устраивают аварии, совершая целый список характерных нарушений ПДД. Среди них — выезд «на встречку», несоблюдение дистанции, превышение скорости, несоблюдение очередности проезда на перекрестках, ошибки при перестроении, нарушение требований знаков и разметки и прочие.
Это не удивительно. Ведь в большинстве своем граждане, едва получив права, плохо ориентируются в потоке, не умеют толком в реальных условиях воспринимать и правильно интерпретировать указания дорожных знаков, не в состоянии адекватно оценить дорожную ситуацию вокруг себя. С другой стороны, многие из них, за несколько месяцев более-менее освоившись на дороге, ощущают себя опытными гонщиками и начинают лихачить, на деле толком не владея управлением машиной и не умея правильно «просчитывать» дорожную ситуацию. Результатом обоих стилей езды становятся ДТП с тяжелыми последствиями.
![](https://www.avtovzglyad.ru/upload/entities/2024/01/28/12/slideshowImages/image/b5/4f/73/98/e43bf35c152198a6cc5a79f04dcb3c0e.jpg)
В России серьезных мер, которые нивелировали бы такое поведение на дороге водителей с малым стажем, попросту не предпринимается, считает Давыдов. ПДД им всего лишь запрещают буксировку другой машины, да езду без наклейки на кузове «Начинающий водитель». И еще нельзя возить пассажира, если речь идет о двухколесном ТС. За нарушение этих необременительных норм установлен символический по нынешним временам штраф в 500 рублей.
Между тем во многих странах мира на начинающих водителей налагаются серьезные ограничения. Так, в Италии, Беларуси и Австралии новички могут разгоняться лишь до скоростей на 20–40 км/час ниже, чем разрешено остальным водителям на тех же участках дорог. В Европе стандартным допустимым уровнем алкоголя в крови водителя считается 0,5 промилле. Но для новичков во Франции и Нидерландах, например, он снижен до 0,2 промилле. В Австрии — до 0,1 промилле, а в Италии Германии и Швейцарии он вообще должен быть нулевым. В США, Канаде, ОАЭ и той же Австралии полноценные «права» выдают лишь после нескольких лет обладания «ученическим» ВУ, подразумевающим (в зависимости от страны и даже штата — в случае Америки) запрет на перевозку пассажиров, прослушивание музыки за рулем или езду ночью.
![](https://www.avtovzglyad.ru/upload/entities/2024/01/28/12/slideshowImages/image/3c/f2/ed/ce/bdc392852673b5cbe6eeda65dfab3844.jpg)
Чтобы сократить в России аварийность по вине неопытных водителей, Дмитрий Давыдов отобрал из зарубежного опыта наиболее подходящие для нашей страны практики и опубликовал на сайте 20idei.ru свои идеи в этой области. Он предлагает расширить число ограничений и прописать дополнительные правила для новичков за рулем. В частности, за серьезные нарушения ПДД — например за проезд на запрещающий сигнал светофора — неопытного водителя следует не только штрафовать, но и направлять на спецкурс переподготовки, временно отбирая у него при этом права.
Кроме того, новичкам следует запретить разгоняться на магистралях свыше 90 км/ч, а на остальных загородных дорогах — быстрее 70 км/ч. Эта мера, по мнению Давыдова, будет эффективна, поскольку штрафы за превышение установленных скоростных лимитов для молодых автомобилистов окажутся в этом случае заметно выше, чем для более опытных коллег. Также предлагается снизить для неопытных водителей уровень допустимого содержания алкоголя в крови вдвое, по сравнению с установленным сейчас для всех граждан, сидящих за рулем — с 0,3 г/литр до 0,15 г/литр. При этом для них вырастет риск попасться на пьяном вождении, что поможет избежать соблазна употребить сколь угодно малую дозу алкоголя перед поездкой.
![](https://www.avtovzglyad.ru/upload/entities/2024/01/28/12/slideshowImages/image/80/35/6a/74/90c25dd7a7ad166cbdd4cb3786bab596.jpg)
Предлагаемые меры воздействия на неопытных драйверов обладают серьезным воспитательным моментом. Зная о существовании жестких ограничений, новичок за рулем будет ощущать свою повышенную ответственность. В то же время более опытные водители, представляя, в каких условиях их молодой коллега по «баранке» движется вместе с ними в потоке, станут более снисходительны к нему.
Исходя из этих соображений, Давыдов полагает, что количество ДТП в России с участием водителей, имеющих стаж менее двух лет, заметно снизится. В связи с этим он рассчитывает на всестороннюю поддержку своих инициатив со стороны законодательной и исполнительной власти России.