Можно ли самому понять, что вот-вот «умрет» катализатор, и как этого избежать

Фото: АвтоВзгляд
Автомобиль стал хуже ехать, больше поглощать топлива и «помаргивать» Check Engine? На автосервисе вас ждут с распростертыми объятиями и пятизначным счетом: не надо быть Вангой, чтобы предположить замену катализатора. Но стоит ли верить мастерам на слово?

Катализатор стал обязательным участником автомобильного выхлопа довольно давно: в тот самый день и час, когда экология стала собирать жатву с автомобильных компаний. Не очень понятно сколько в этом вопросе политики, а сколько финансов, но факт остается фактом: современный автомобиль катализатором оборудован. Ну а дальше начинается обратный отсчет: время, некачественное топливо и тяжелые условия эксплуатации прикончат каталитический нейтрализатор, о чем автомобиль аккуратно уведомит водителя, подсветив приборный щиток «джеки чаном».

Однако перед этим событием опытный водитель заметит не только ухудшение самочувствия мотора — пропадет былая прыть и страсть — но и существенное увеличение аппетита. Впрочем, такие тонкие материи доступны только «аксакалам от руля», поэтому львиная доля драйверов просто однажды увидит «чек». И, естественно, поедет на СТО: работа по замене катализатора долгая и грязная, надо пилить и резать, да и сама деталь стоит немало — коробка полна драгоценных металлов — так что водителю предстоит здорово раскошелиться. Но вот вопрос: почему на некоторых авто катализаторы «выхаживают» по 200 000 км и более, а на других — 50 000, и доставай кошелек?

Факторов, пагубно сказывающихся на сроке службы узла, немало, поэтому вывести точный ресурс невозможно.

Однако есть верный способ проверить слова угодливого механика, чтобы не поменять рабочий катализатор на новый. Понадобится немногое: сканер для диагностики бортового компьютера с разъемом OBD2 — найдется у соседа по гаражу или на китайской барахолке за 1000 рублей — набор ключей, мультиметр да эстакада.

Фото: АвтоВзгляд

Первый делом стоит подключить разъем и узнать об ошибках: бортовой компьютер отчитается мгновенно, останется только расшифровать коды. Ну тут только интернет в помощь — все комбинации давно известны всемирной паутине. Если ясность на данном этапе не наступила, приступаем к диагностике датчика кислорода, он же лямбда-зонд.

Для этого отрицательный щуп мультиметра предстоит установить на корпус двигателя, а положительный — на сигнальный провод датчика. Проводов может быть даже четыре, но нам нужен черный. Вольтаж от 0.7 до 0.9 вольт говорит о богатырском здоровье, а вот если показания упали ниже 0.5В — то обратится за заменой каталитического нейтрализатора все же придется.

Самый же простой метод — механический. Открутив один из лямбда-зондов, можно заглянуть внутрь катализатора. Если там пустота или все покрыто толстым черным слоем «былого», то узел готовится к «последнему прости». Однако оценить повреждения на глаз — опрометчивое занятие. Лучше довериться электронике. Катализатор — штука дорогостоящая, даже на LADA Vesta он обойдется минимум в 12 000 рублей. Так что перед заменой не лишним будет своими силами убедиться в его неисправности.