1763

В лицо себе поморгай: как на трассе попросить уступить дорогу по-человечески

Лупить дальним, сгоняя с полосы тихохода, не лучшее решение проблемы

Левая полоса на автотрассе для многих отечественных автовладельцев — символ статуса, этакий маленький пьедестал себе любимому на дороге. И когда кто-то пытается на ней доминировать, в том числе сгоняя впередиидущего нетерпеливым морганием фар, начинается борьба самцов за территорию.

Поделиться
Изображение В лицо себе поморгай: как на трассе попросить уступить дорогу по-человечески

Корреспонденты портала «АвтоВзгляд» сходили «в народ» — поговорили с водителями на парковках, мойки, в сервисах, а еще перелопатили ветки на популярных автофорумах. Картина вышла однотипная и хлесткая: шесть из десяти опрошенных признаются, что вздрагивают и злятся, когда сзади кто-то начинает настойчиво лупить дальним, требуя «свалить». Да, это быстро, заметно и будто бы по делу. Но психология работает ровно наоборот.

Психолог, к которому мы принесли водительские жалобы, объяснил ситуацию просто. Во-первых, внезапная вспышка света бьет по нервной системе — человек инстинктивно пугается и сжимается, а значит реагирует на «призыв» хуже и позже. Во-вторых, серия «стробоскопа» считывается как давление и хамство: не просьба, а требование с подтекстом «вали отсюда».

В-третьих, движение по левой полосе для многих «рулевых», повторим, инструмент самоутверждения. Подчеркивание своей самости, значимости автомобиля. Самопровозглашенный пьедестал на дороге. Когда кто-то пытается на него посягнуть, запускается очень древняя программа — борьба самцов за территорию. В природе она заканчивается дракой, на дороге — опасными маневрами, демонстративными торможениями и «уроками».

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Тут есть еще одна важная деталь. Моргающий дальним часто прилипает слишком близко к заднему бамперу «оппонента». Который в итоге вместо спокойного перестроения встает в оппозицию: «Спешишь? Все спешат... Перебьешься». Дальше знакомая развязка: попытка уйти на скорости, хаотичные рывки, тормоза, ругань. Время потеряно, настроение — тоже, а безопасность улетела в кювет.

Что работает лучше? Банальная вежливость и ясные, спокойные сигналы. Если вам нужно, чтобы впередиидущий уступил, возьмите опыт европейцев — сместитесь в полосе чуть левее, чтобы вас было хорошо видно в зеркале, и включите левый поворотник, обозначая намерение: «Разрешите проехать?».

Держите дистанцию, не «вешайтесь» на корму, дайте человеку секунды три-пять на решение — за это время большинство перестраиваются без нервов и геройства. И еще один момент, о котором стыдливо забывают: если справа свободно и ПДД с обстановкой это позволяют — просто объезжайте. Тихо, чисто, без педагогики и моргалок. Цель же —не воспитать, а — проехать. Хотя кому что, конечно.

Да, всегда найдется тот, кто «принципиально» будет читать вам лекции скоростью своего авто, не уступая дорогу. Но чем больше вы нажимаете на него дальним, тем крепче он вцепляется в свою полосу и правоту. Психолог здесь снова кивает на биологию: когда человек чувствует угрозу статусу, он закукливается и защищает позицию любой ценой, даже если минутой раньше был готов уступить.

Вежливый, понятный жест — в корне другой сигнал. Он не унижает, а просит. Парадокс, но именно просьбы исполняются чаще, чем требования. И не только на дороге. И еще про экономию нервов.

Фото: globallookpress.com
Фото: globallookpress.com

Моргание дальним — это игра на коротком плече: «сейчас уступи, мне надо». Но дорога длиннее одного эпизода, и за ней всегда тянется хвост последствий. Один «стробоскоп» провоцирует ответное торможение или пугливое перестроение. Дальше цепляется соседний ряд, потом кто-то из третьего начинает объезжать всех сразу — и вот уже вы сами стоите в пробке, которую только что спровоцировали, а в худшем случае еще и создали ДТП. Знакомо? А ведь КАСКО на совесть не распространяется. Спокойный маневр, заранее показанный поворотник, аккуратная траектория — и весь этот домино-эффект просто не запускается.

Самое смешное, что в наших разговорах многие «моргающие» говорили, что делают это по привычке. Мол, «так принято», «так быстрее», но некоторые признавались, что получают от этого удовольствие, проявляя силу. И тут мы снова возвращаемся к борьбе самцов за территорию. Но быстрее становится только пульс.

А тем, кто честно уходит вправо при первой возможности (дальнобойщики, таксисты и просто нормальные люди) отвечают тем же — дают дорогу и вам, когда вы будете в их положении. Дорога удивительно справедлива: как к ней вы — так и она к вам. Поэтому рецепт простой, почти домашний. Хотите пройти — покажите намерение, а не силу.

Чуть сместились влево в своей полосе, включили левый поворотник, держите вежливую дистанцию — и дайте человеку сделать шаг. Не получилось — не устраивайте дуэль, обойдите там, где свободно и безопасно. И оставьте «битвы за территорию» документалистам про мир животных.

Нам с вами нужно просто доехать. Без нервов, без назиданий, без лишних вспышек, чтобы моргание дальним не превратилось в моргание сирены «скорой». Да и не грех вспомнить, что отечественные ПДД откровенно запрещают езду в левой полосе за городом при свободных правых...