9969

Китайские неожиданности

«Автопробег Пекин-Москва-2012» развенчивает мифы и легенды о Китае
В Китае вообще и в Пекине в частности редко едят утку, не пьют чай молочный улун и не улучшают пищеварение водкой «на змее». Все эти китайские «чудеса» придуманы для туристов. Но, как мне кажется, есть и более серьезный миф. О численности китайцев.
Изображение Китайские неожиданности

Всем вроде бы известно, что численность населения Поднебесной — без малого полтора миллиарда человек. Но вот странность: пробежав по местным дорогам уже две тысячи километров, участники автопробега были удивлены безлюдностью территорий. Ни людей, ни селений. Хотя, на самом деле, это объясняется просто. Китайские автобаны не только сделаны с умом, но и грамотно проложены — вдалеке от населенных пунктов.

В том числе и поэтому тысячекилометровый участок петли между курортным Бэйдайхэ и некогда русским Харбином дались нам невероятно легко. 16 часов езды с двумя водительскими переменами практически не утомили. Да, местные трассы — мечта российского водителя. В том числе и потому, что на них крайне мало... легкового транспорта. Основа трафика — коммерческий транспорт любых форм и размеров. При этом грузовики перегружены сверх всякой меры и тащат на себе по 30-40 тонн! И, внимание российских чиновников, любящих свалить на автовладельцев всю вину за злосчастную колейность — здесь об этом дорожном зле и не слышали. Переводчики даже не сразу поняли, о чем их спрашивают.

Другая любопытная особенность автомобильной жизни Китая — безаварийность. За 2000 км пробега нам не встретилось ни одной, даже мелкой, аварии. Ни в городах, ни на загородных трассах. И это при том, что, как я уже писал, движение здесь довольно хаотичное и манера вождения скорее агрессивная (хотя, парадокс, одновременно и вяло-тягучая) . И при этом соседи по потоку легко уступят любой твоей просьбе ( пропустить, подвинуться), стоит тебе только побибикать. И ни каких обид и неприличных жестов и уж тем более «наказаний» с гоками, подрезанием и резким торможением перед твоим носом.

И еще здесь практически нет «пробок» в их московском понимании. Ни в Пекине с его девятью миллионами зарегистрированного транспорта на двадцать миллионов пекинцев, ни в Харбине с его почти миллионным автопарком на восемь миллионов жителей. Про загородные трассы я уже сказал.
Хотя, конечно, проблема есть. В Пекине, скажем, ее решают комплексно. Во-первых, строят новые дороги-развязки. Сейчас заканчивается возведение седьмого транспортного кольца. Но при этом, конечно, используются и непопулярные меры. Так, транспортное движение ограничивают, запрещая выезжать в город, скажем, в ближайший понедельник авто, у которых последняя цифра номерного знака заканчивается на 1-3 (или 4-9), а во вторник тем транспортным средствам, чьи номера имеют в конце 2-5. Комбинации постоянно варьируются, автовладельцев оповещают через СМИ. Да и иногороднему транспорту въехать в столицу непросто: необходимо приобретать специальное разрешение на срок пребывания, подчиняясь при этом «номерным» запретам. Ограничивают езду и цены на топливо. И бензин, и солярка примерно в полтора раза выше российских. И это при том, что приличной в Китае считается зарплата в 5000-6000 юаней (25 000-30 000 тысяч рублей), хотя средняя зарплата — тысяч пятнадцать. Дерут и за парковку. Оставить автомобиль у тротуара бесплатно невозможно в принципе. Имеются сложности и с покупкой машины. Нет, авто-то приобрести можно без проблем, а вот получить регистрационные знаки... В Пекине право их покупки разыгрывают в лотереи весьма ограниченными партиями. В Шанхае же продают свободно, но за дорого — примерно 30 000 «жестянка».

Впрочем, как ваш корреспондент сообщал в предыдущих репортажах, для потенциального российского автотуриста все эти сведения может быть и любопытны, но практической пользы не имеют. Ведь даже если вам удастся получить местные «права», то следующей проблемой станет аренда автомобиля. Потому как залог за него составляет нехилую для отпускника сумму в 30 000 юаней (150 000 рублей). То есть пока напрашивается вполне определенный нерадостный вывод — путешествие по Китаю на колесах для россиянина сейчас невозможно. А заверения китайских официальных товарищей об их заинтересованности в развитии этого вида туризма — очередной миф. Хотя в провинции Хейлунцзян, чей столицей является Харбин, уже выделено 60 млн. юаней на эти цели. Даже строятся 14 городков, где можно будет и самому отдохнуть, и «железного коня» на постой определить. Мифы иногда становятся реальностью?