7473

«Балльные» танцы на костях

«Просечки» в «правах» и штрафные баллы не только провоцировали рост коррупции в ГАИ, но и снижали смертность на дорогах
Резонансные ДТП последних лет заставляют власти страны ужесточать наказания за практически все составы дорожных правонарушений. Впрочем, вполне бесполезно — кривая смертности на дорогах упрямо ползет вверх.
Поделиться
Изображение «Балльные» танцы на костях

И все вроде бы понятно: без хороших дорог-развязок, мудрых логистических решений добиться снижения страшных цифр дорожных потерь нельзя. А еще мешает запредельный уровень коррупции среди дорожных полицейских, которые своей всепоглощающей алчностью лишают закон главной его силы — неотвратимости наказания.

Но при этом даже дубину (пусть и призрачного) наказания государство не хочет использовать в полную силу. Взять ту же балльную систему, на которой настаивали ряд депутатов Госдумы, но которой испугалось даже руководство ГИБДД, резко высказавшись против. Талоны предупреждения в любой своей ипостаси всегда приводили в нашей стране к снижению числа погибших на дорогах.

Когда в стране существовали так называемые просечки в «правах», мы фиксировали наименьшее число смертей на дорогах — примерно 14,9 человека в год на 100 000 жителей. Это, правда, были «сухие» 1986–1987 годы (то есть общее снижение пьянства и алкоголизма в державе также принесло свои плоды и на трассах). Затем от «дырок» в «правах» отказались. И в 1991–1993 годах мы уже теряли примерно 25,4 человека на 100 000 жителей. Но в 1992-м «просечки» вернулись в виде баллов, и в 1997-м, когда их отменили, на наших направлениях расставались с жизнью уже 19 граждан на 100 000. После отмены (1997-2002) — снова рост смертей (25 погибших на 100 000). Потом, правда, в связи со взрывным ростом автопарка и, как следствие, увеличением плотности потока и снижением скоростей (плюс первые ужесточения КоАП РФ) — вновь некоторое снижение. Но минувший год все вернул на круги своя — 20 погибших на 100 000 человек.

Так что, как ни крути, идея наказывать еще и за повторность нарушений — благая, раз уж, повторюсь, дороги строить не можем. Только вот закавыка: что же делать с повальным взяточничеством, подставами, вымогательством придорожной полиции? Жупел в виде дополнительной возможности лишения «прав» (а после принятия драконовских поправок г-на Лысакова оно и так грозит почти в 20% составов правонарушений, содержащихся в 12-й («автомобильной») главе КоАП) развяжет перед служивым любой кошелек. Улучшить, «отредактировать» службу ГАИ, даже если разом разогнать ее и строить новую, возможным не представляется. В итоге — тупик, в котором, впрочем, давно и прочно обосновалась вся страна. Народ между тем продолжает гибнуть под колесами десятками тысяч человек в год. Хотя, возможно, баллы можно вернуть, несмотря ни на что. Если нарушение зафиксировано не глазом инспектора, а электронным оком камер фотовидеофиксации…