25577

Российский авторынок: электричество кончилось

Продажи новых машин, похоже, будут падать минимум до конца текущего года
Комитет автопроизводителей АЕБ опубликовал квартальный отчет о продажах, который вполне ожидаемо оказался «минусовым». Тем не менее, в марте мы вроде бы «вышли в ноль». Но, увы, это лишь видимость – дальше будет только хуже.
Поделиться
Изображение Российский авторынок: электричество кончилось

«АвтоВзгляд.ru» еще полтора года назад писал о том, что рынок встал и намеренное завышение статистики ни к чему хорошему не приведет, но импортеры продолжали петь дифирамбы себе любимым: мол, у нас все хорошо и замечательно. На практике это означало одно: календарный год близился к завершению и продавцам необходимо было дать результат. В ход пошли стандартные приемы – в число заключенных сделок (а для импортера это – совершенная продажа) начали вносить предзаказанные машины (за которые клиенты внесли символическую и ни к чему не обязывающую предоплату), а также авто заказанные самими салонами для последующей реализации... Что ж, до конца сезона они дотянули, январь и февраль 2013-го, как водится, закончили с плюсом за счет распродажи зависших авто, а потом благополучно свалились в затяжное пике.

К чему мы вспомнили про прошлый год? Да к тому, что без осмысления того, что тогда произошло, нынешний отчет и правда выглядит вполне оптимистичным. Хотя на самом деле это далеко не так.

Если в лоб сравнивать мартовские показатели, то изменений не случилось: за третий месяц 2013-го в России было продано 244 030 автомобилей, за тот же период 2014-го – 243 335 машин. Иными словами, тут все по-старому. Некоторые аналитики даже обрадоваться успели – мол, теперь-то, когда Россия достигла дна, дела пойдут в гору... Но радоваться тут нечему. Во-первых, это далеко не дно, поскольку клиенты еще не ощутили на себе последствий февральского падения рубля. Кроме того, не будем забывать, что март 2013-го был первым месяцем, который закончился уверенным минусом: +5% в январе, +2% в феврале, а потом сразу «минус четыре», которые, как мы помним, благополучно трансформировались в «минус пять» по итогам года.

Во-вторых, пока на рынке нет никаких предпосылок к тому, что клиенты в ближайшее время начнут активно расставаться с деньгами и кинутся покупать новые авто. Отличной иллюстрацией тому служит уже квартальный отчет. Год назад в нашей стране за три месяца скупили 616 770 автомобилей, в 2014-м – 602 523 автомобиля. Разница вроде бы невелика, но это еще минус 2%. К тому же, в этом году отрицательными показателями отметились и январь с февралем, когда, по идее, должны отлично продаваться «прошлогодние» машины. Впрочем, они эти два месяца и вытянули, без них, во всяком случае, результаты оказались бы куда менее «оптимистичными».

Просто взгляните на отдельно взятые марки. Главные игроки по-прежнему падают: Lada и Renault за первые три месяца просели на 15% и 4% соответственно. Что характерно, альянс (а он стабильно удерживает треть всего российского авторынка) все это время вытягивал лишь Nissan, который сначала удачно распродал старые версии Qashqai и X-Trail, а теперь поставил перед дилерами задачу поднять популярность седана Almera. В середине года, кстати, эта семейка еще и Datsun on-Do пополнится.

KIA и Hyundai при этом идут по прошлогоднему графику, причем, без каких-либо шансов на улучшение. Rio и Solaris пока держатся, но Sportage и ix35 начали заметно проседать, ибо стали слишком дорогими.

Chevrlet уже в хорошем минусе – традиционное новогоднее увеличение ценника вкупе с «валютной коррекцией» свое дело сделали. По сути, то же касается и Opel, и VW, и Peugeot c Citroёn. В плюс в первом квартале сработали лишь несколько брендов, которые начали прошлый год с явными пробелами в своих модельных линейках, то есть те, кто в начале 2013-го по вполне объективным причинам не смог достичь своего обычного минимума.

В качестве примера, в частности, можно привести Skoda и Toyota. Первая, распродав старые Octavia, ждала появления новой генерации. Вторая активно обновляла Corolla и RAV4, которые на пару обеспечивают почти половину продаж (заметно подорожавший кроссовер сегодня, впрочем, тоже активно сдает позиции).

В общем, эти марки сегодня лишь добирают то, что не добрали тогда. А, проще говоря, возвращают причитающуюся долю рынка. Отсюда и рост. Но к маю запал кончится и у них. Так что полугодовой рубеж мы, очевидно, снова встретим в глубокой депрессии.