11512

Эвакуатор до Болотной доведет

Эвакуаторный бизнес столичного правительства консолидирует общество в борьбе с произволом властей
От стихийных протестов против принудительной эвакуации водители переходят к организованному противостоянию. Так, Федерация автовладельцев России планирует открыть «горячую линию», по которой можно будет сообщать о работающих эвакуаторах, а депутаты требуют отмены эвакуации.
Поделиться
Изображение Эвакуатор до Болотной доведет

Платная эвакуация за нарушение правил остановки и стоянки и оплаты парковки в платных зонах, отданная на радость и выгоду коммерческим компаниям, довела московских водителей до войны. Пока депутаты Госдумы разрабатывают законопроекты об отмене навязанной москвичам услуги, сами автовладельцы начинают открыто протестовать, и дело уже доходит до организованного общественного противостояния.

Само собой, любые меры по введению ограничений или взиманию платы за еще вчера бесплатные возможности, как-то платные дороги и платная парковка в центре Москвы, у любого честного налогоплательщика вызывает протест. Тем не менее, потребитель, в том числе пользователь автомобиля, спустя какое-то время привыкает и принимает новые условия. Не в России придумали платную парковку в центре города, не в Москве впервые начали обсуждать возможность платного въезда в центр города. Однако с платной стоянкой все потихоньку смирились, хотя самые «хитрые» продолжают заклеивать номера своих автомобилей листочками и тряпочками, оставляя свои машины под знаком «Платная парковка». А вот работа служб эвакуации вызывает только отвращение. Доходит до того, что водители приковывают машины цепями к заборам, а частные конторы развязали новый бизнес по продаже специальных устройств, препятствующих увозу автомобиля.

В свое время глава московского Дептранса Максим Ликсутов так и заявил: принудительная платная эвакуация автомобилей нарушителей правил парковки — это, мол, не сервис, а наказание. Подчеркнем: наказание к уже полагающему водителю внушительному штрафу за нарушение правил стоянки и остановки, который в Москве достигает 3000 рублей! А эвакуация, которая к тому же почему-то привязана к мощности автомобиля (как будто имеет значение, грузят ли на эвакуатор 80-сильную машину или 200-сильную), обойдется в еще в 5000-8000 рублей. Эта сумма у всех вызывает недоумение, ведь в среднем коммерческое перемещение автомобиля по Москве обходится в 1500 рублей. Какие основания для такой огромной доходности? Видимо, просто потому, что можно. Ну, и просто очень денег хочется.

Вот как прокомментировал сложившуюся ситуацию вице-председатель «Движения автомобилистов России», правозащитник Леонид Ольшанский:

— С 1990 по 2000-й год шла работа над созданием нового КоАП, который и был принят в 2000 году. В нем, в частности, оговаривались запреты на эвакуацию автомобилей нарушителей, использование блокираторов и снятие номерных знаков. Однако в 2003 году власти стали постепенно наступать на права автовладельцев — ввели принудительную эвакуацию. Но так как нахождение машины на штрафстоянке и эвакуация были бесплатными, то не имелось особой разницы, забирать ее со стоянки или отвоевывать с эвакуатора. А теперь это все стало платным, а человек, может быть, в командировке находится, пока бандитский счетчик работает. Тем более сейчас в центре машину можно оставить либо платно, либо ее увезет эвакуатор — за деньги. Вот народ и выступил против...

Еще один нюанс, который практически невозможно довести до справедливого финала, — тот факт, что автовладелец сначала вынужден платить за навязанную услугу, чтобы получить свою машину, а затем доказывать свою невиновность. И, наконец, субъективный момент: большинство автовладельцев уверены, что забирают не те машины, которые действительно мешают проезду, а те, которые проще увезти. В то же время сами эвакуаторы неоднократно были замечены за нарушением Правил дорожного движения — от проезда на красный свет, в результате чего был серьезно поврежден эвакуированный автомобиль, до регулярной парковки в запрещенных местах.

На днях произошло сразу несколько резонансных случаев противостояний водителей эвакуаторам: автовладельцы, заставшие свои машины при погрузке на эвакуатор или догнавшие их, требовали снять машину (при устранении помехи движению машину нарушителя увозить уже нет необходимости — с одной стороны, а с другой — службы эвакуации утверждают, что эвакуированная машина попадает в базу и забрать ее можно только со штрафстоянки). Для этого автовладельцы даже запирались в автомобилях, держа оборону по несколько часов. Против них теперь выдвинуты обвинения в простое эвакуаторов и даже возможность уголовного наказания, хотя эвакуаторщик не является должностным лицом, за неповиновение которому может полагаться уголовное наказание. Дошло до того, что люди за рулем эвакуаторов, которым досталось слишком много власти, считают себя вправе принимать решения по поводу чужой собственности.

— Водителю, который не хотел отдавать эвакуаторщикам свою машину, присудили пять суток ареста, — комментирует Леонид Ольшанский. — Но ведь машина — это частная собственность. Неважно, находится она на платформе или болтается, — это все равно частная собственность. И необходимо изменить конкретный пункт в законодательстве, чтобы не могли увозить машину, когда появился ее владелец, так как он устраняет причину задержания, то есть убирает свой автомобиль. Тот факт, что водителю все же отдали машину, говорит о том, что мы победили. А суд — это уже дальнейшая быстрая реакция властей...

Вопреки заблуждениям начальника Главного управления ОБДД МВД РФ Виктора Нилова, российские водители способны и объединяться, и выступать против того, что считают неправильным. Сотрудники в офисах, увидев в окошко работающие эвакуаторы, спешат сообщить даже незнакомым коллегам об опасности. На более масштабный уровень планирует вывести оповещения Федерация автовладельцев России, открыв «горячую линию». Предполагается, что любой человек, который увидит, как эвакуируют автомобиль, может сообщить об этом владельцу, зарегистрировавшемуся в общей базе, либо, для тех автомобилистов, которые не выставили свой номер в общую базу, позвонить по горячей линии, чтобы сотрудники ФАР сами связались с автовладельцем.

— Вряд ли ФАР поможет водителям таким образом. Без закона эту ситуацию не решить. Нужно навалиться на банду эвакуаторщиков и парковщиков всем миром. И прежде всего поправить законодательство, — считает Ольшанский.

Удивительное единодушие в вопросе эвакуации проявили депутаты Госдумы — сразу несколько фракций выдвинули законопроекты, предлагающие отменить платную эвакуацию. Все они будут рассмотрены в ноябре.