Дополнительную нагрузку на кошелек автомобилистов может оказать и возможное повышение заработной платы сотрудникам ремзоны — квалифицированный персонал необходимо будет удерживать. Впрочем, последнее совсем не очевидно, ведь кризис-2008, по мнению ряда экспертов, продемонстрировал, что у официалов нет особого желания переплачивать квалифицированному персоналу, но есть желание заменять его на более дешевый.
Ценник запасных частей напрямую зависит от курсов валют, стоимости логистики и таможенных тарифов. В нынешнем сезоне немецкие бренды четыре раза корректировали свой прайс-лист, а японские повышали цены дважды.
Дорожают и услуги премиальных марок, хотя, например, представители Land Rover и Jaguar гутверждают, что цены на ТО и запчасти в премиальном сегменте поднялись не так высоко, как могло бы быть: «Стоимость слесарных работ для гарантийных автомобилей была увеличена на 8% в связи с увеличением себестоимости нормо-часа и выросшими расходами. Дальнейший рост цен на услуги автосервисов возможен в случае увеличения производственных расходов (свет, газ, электричество, топливо и так далее) и при повышении среднего уровня зарплат сотрудников. Цена запчастей в среднем увеличилась на 10%, а наиболее заметным стало подорожание кузовных деталей».
У официального дилера Honda нам заявили, что пока в сервисах марки запчасти продаются по старым ценам. Но с нового года они могут повысится на 10-15%, как и стоимость нормо-часа, которая устанавливается уже не представительством или импортером, а самим сервисом. Уже в ближайшее время нормо-час может подрасти на 20%.
При этом, заметим, к дилерским ценам на запчасти и рыботы и до кризиса было много вопросов. Так, еще в ноябре 2011 замначальника Управления контроля социальной сферы и торговли Михаил Федоренко на первом заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей при ФАС заявил, что проверка ведомства вскрыла, что дилеры «устанавливают завышенные цены на запчасти и услуги при проведении технического обслуживания автомобилей, находящихся на гарантии, по сравнению с ценами на эти запчасти и услуги на сопоставимых рынках».
В независимом секторе ситуация выглядит более щадящей для автолюбителей. Как сообщил порталу «АвтоВзгляд» Дмитрий Бычковский, директор независимого сервиса, специализирующегося на марках BMW, Mercedes-Benz и VW, цена запчастей и расходников для ТО будет меняться в зависимости от политики импортеров — оптовых компаний. «Повышение цен на наши услуги коснется непосредственно норм-очаса. Предполагаю, что если положение рубля не изменится к лучшему, то мы будем вынуждены повысить его на 15%. Повышение значительное, но стоит помнить, что наш ценник итак вдвое ниже чем у официалов. Повышать цены до космических величин мы не планируем. Основное наше спасение в нынешней ситуации — расширение клиентуры, под которое у нас даже запланирован наем дополнительного персонала. У нас не запланировано повышение окладов, но люди у нас работают «от процента» и падение уровня доходов может быть компенсировано некоторым притоком клиентов. Его мы видим на уровне 10-15% — люди пойдут к нам от официалов, особенно с постгарантийными автомобилями. Больше эта цифра вряд ли будет из-за высокой конкуренции в нашем бизнесе».
Если подорожание работ будет и не очень сильным, то вот ценник на запчасти всех удивит очень неприятно. Как сказал «АвтоВзгляду» сотрудник одной из фирм-импортеров, «нас ждет очень крутое подорожание. Оно будет вполне сопоставимо с инфляцией — товары-то мы закупаем в евро, а значит повышение будет пропорционально курсу.
Ситуация на рынке запчастей сейчас такова, что качественные производители aftermarket, зачастую выступающие и ОЕМ-производителями, уже достаточно серьезно повысили свои европейские цены. Возникла парадоксальная ситуация, когда качественный «неоригинал» начинает стоит дороже «оригинала». К примеру, воздушный фильтр на какую-нибудь Toyota от Mann-Filter может обойтись дороже «родного». Другая тенденция — рост сегмента лоу-кост, откровенно дешевых брендов, чаще всего южно-азиатских. Их продукцию охотно раскупают владельцы бюджетных авто, старых машин, разнообразных «кореянок». Если дело пойдет так и дальше, то китайские бренды запчастей останутся единственно бюджетной альтернативой оригиналу и качественным брендам».
Судя по всему, автолюбителей ждут непростые времена и многим стоит задуматься над тем, так ли уж им дорог «железный конь» или же стоит осваивать забытую или неведомую науку самостоятельного проведения планового ТО.